Крест скорби в Долине смерти. Питкяранта

г. Питкяранта, 14-й км Петрозаводского шоссе (район бывшего хутора Южное Леметти)

Комплекс захоронений появился после окончания советско-финляндской войны 1939-1940 гг. Весной - летом 1940 г. здесь были устроены 2 братские могилы, сформированные из первичных воинских захоронений. После окончания Великой Отечественной войны в ходе укрупнения первичных захоронений периода 1939-1940 гг. и 1944 г., проводившегося в Питкярантском р-не, на территории комплекса появились новые братские могилы.

Комплекс захоронений периода Великой Отечественной войны, сформированный в конце 1950-х - 1990-х гг., включает в себя 4 братских и 1 одиночную могилы, связанные с заключительным этапом Свирско-Петрозаводской наступательной операции войск Карельского фронта. С 10 июля 1944 г. части 37-го гвардейского корпуса, выйдя на линию Ниетъярви - Рямяноя - Катитсанлампи (часть финской укрепленной полосы «У»), вели тяжёлые бои за овладение данным узлом обороны противника. На этом рубеже наступление наших войск было остановлено.

В 4-х братских могилах покоятся останки свыше 2000 советских воинов, которые были обнаружены в районах боёв. На братских могилах установлены гранитные стелы. В одиночной могиле - останки гвардии капитана, командира батальона 99-й дивизии 37-го гвардейского корпуса Ивана Ильича Криницына (1913-1944). Кадровый офицер Красной Армии И. И. Криницын накануне Великой Отечественной войны служил инструктором парашютной подготовки в 201-й воздушно-десантной бригаде. В начале войны - начальник штаба батальона, затем - командир батальона в 201-й воздушно-десантной бригаде, с февраля 1943 г. - в 6-й гвардейской воздушно-десантной бригаде. Воевал на Западном и Сталинградском фронтах. С июня 1944 г. - в составе 99-й гвардейской дивизии на Карельском фронте. Погиб 11 июля 1944 г. в бою за высоту 110,0. На могиле установлена стела из розового гранита с полуциркульным завершением, на которой укреплен эмалированный портрет И. И. Криницына и выбиты памятные слова. В центре мемориального комплекса находится скульптурное изображение скорбящей матери.

С 2002 г. на территории данного мемориала проводятся погребения останков воинов, погибших в годы советско-финляндской и Великой Отечественной войн, производимые в рамках ежегодных межрегиональных «Вахт Памяти». Во главе этой работы - руководитель поискового отряда «Память» из г. Питкяранта Г. В. Кузьмина. Всего за это время поисковыми отрядами из г. Питкяранта, Москвы, Курганской и Ленинградской областей, Удмуртии и Татарстана были найдены и захоронены останки 1095 воинов. Могилы в виде земляных холмов располагаются слева от скульптурного памятника.

г. Питкяранта, 14-й км Петрозаводского шоссе

(район бывшего хутора Южное Лг. Питкяранта, 14-й км Петрозаводского шосс

Долина Героев возле Питкяранты. Место боёв Советско-финской войны November 5th, 2013

Рассказывая о майской поездке в Северное Приладожье, я выложил в том числе фотографию памятника "Крест скорби", сделанную из окна автобуса на ходу, упомянув при этом, что ещё хотел бы побывать здесь. И вот, спустя три с половиной месяца, побывал. Речь идёт о месте сражения во время Советско-финской войны возле хутора Леметти в 15 километрах от Питкяранты. Мемориал находится в пяти километрах от деревни Койриноя возле северо-восточного берега Ладоги, у развилки дорог. Здесь проходит трасса Петрозаводск-Сортавала, от которой ответвляются дороги: на юг — на Питкяранту, на север — на Суоярви. А чтобы добраться сюда, я ехал на автобусе Сортавала-Питкяранта-Петрозаводск до деревни Койриноя и вышел, не доезжая километр до неё, а затем шёл пешком по обочине 4 километра в обратном направлении.

2. Здесь очень красивый сосновый лес. Сосны по-северному низкие, возможно из-за того, что именно в этом месте каменистая почва.

4. А в подлеске обильно растёт ягель. В карельских, да и вообще в северных лесах в таком количестве он встречается намного чаще, чем в более южных широтах.

5. Здесь у обочин дороги братские могилы:

6. Кажется, у солдата в руках ППС. Что не очень характерно.

8. И у развилки дорог появляется вот такой памятник:

По обе стороны креста изображены скорбящие матери — русская и финская. Памятник поставлен в 2000 году, автор его — карельский скульптор Лео Ланкинен.

9. А вот что было здесь 73 года назад, в далёком 1940 году:

Наступление на Финляндию в Северном Приладожье (на Сортавалу и Йоэнсуу) осуществляла 8-я армия, каждая из дивизий которой продвигалась вглубь страны по своей дороге, не отходя при этом в сторону, так как вокруг лишь труднопроходимая тайга. В краях к северу от Ладоги, где широко развитая дорожная сеть отсутствовала, такая тактика наступления была почти повсеместной, и приводило это к тому, что дивизии растягивались на десятки километров по дороге, становясь таким образом легко уязвимыми для финнов, мобильные возможности которых в более знакомой им таёжной местности были значительно выше. Так и в Северо-восточном Приладожье наступали две дивизии — 18-я по дороге Колатсельга-Леметти-Койриноя, и, непосредственно вдоль восточного берега Ладоги, 168-я — по дороге Салми-Ууксу-Питкяранта-Койриноя. В Койриноя, где дороги сходятся, дивизии должны были соединиться и далее общими силами вести наступление на Импилахти, Ляскеля и Сортавалу. Дивизии усиливались 34-й легкотанковой бригадой.

Уже в середине декабря 1939 года финнам удалось остановить продвижение советских войск. 6 января 1940 года финны перешли в контрнаступление и через десять дней ожесточённых боёв окружили советские части. 168-я стрелковая дивизия держалась в окружении до конца войны, а 18-я стрелковая дивизия и 34-я легкотанковая бригада были разгромлены войсками 4-го армейского корпуса Финляндии. 18-я дивизия потеряла убитыми 8754 человека — наибольшее число потерь среди советских дивизий за всю Советско-финскую войну. Немалое количество потерь нанёс и стоявший в ту пору сильный мороз. Причём это касается не только советской стороны, но и финской. Финский 4-й егерский батальон 70% потерь понёс от обморожений.

10. Брошенная советская техника:

11. Страшные кадры

Прошли годы, сменились поколения. Спустя десятилетия дети и внуки тех, кто воевал друг против друга, проводят здесь совместные памятные мероприятия.

12. А к одному из валунов, в большом количестве лежащих в местном лесу, прибита табличка с такими словами:

Россия и Финляндия — две сестры,
Финляндия и Россия — две матери,
Они воплотились в этом кресте скорби
Сами собой,
Их головы слились воедино,
Их руки соединились в надежде,
Чтобы любовь победила,
А это зависит от нас,
От каждого...

Эти же слова продублированы на финском языке

13. Здесь сохранились окопы:

14. Кроме валунов, есть здесь и сельги, то есть скалистые гряды — неотъемлемая часть карельского ландшафта:

15. Вид с сельги в обратную сторону. На переднем плане виден камень с табличкой, кроме того, можно заметить, что рядом обустроено место для привала, — стоят скамейки. А чуть подальше виден и сам крест.

16. Прекрасный карельский лес:

17. Этот лес помнит каждого из тех, кто, придя сюда холодной зимой сорокового года, больше не вернулся домой.

18. Дорога, по которой двигались советские части. С постройкой несколько лет назад новой трассы, идущей мимо деревень Кителя, Леппясилта и Импилахти, эта дорога стала дорогой местного значения.

19. Железнодорожный мост финской постройки. Проходит здесь живописная семафорная восточно-ладожская ветка Лодейное Поле-Янисъярви, уже знакомая мне по майской поездке. Но конкретно здесь, в Койриноя, пассажирское движение уже отсутствует, теперь конечная остановка поезда — в Питкяранте. А раньше ветку можно было проехать целиком.

Моё время было ограничено, — нужно было успеть на следующий автобус Сортавала-Петрозаводск, на котором я должен был к вечеру приехать в столицу Карелии, откуда мой путь лежал уже на Питер. И чуть было не опоздал на него. В Карелии есть уже замеченная мной не очень приятная особенность междугороднего автобусного сообщения, — автобусы имеют свойство опережать график и уезжать с той или иной остановки минут на десять раньше расписания. Особенность маршрута Сортавала-Петрозаводск заключается в том, что на этой самой развилке возле Креста скорби автобус сворачивает на Питкяранту, откуда затем выезжает обратно на трассу по этой же дороге; проще говоря, он заезжает в Питкяранту, которая находится в стороне от трассы. Я думал сесть на автобус ещё в тот момент, когда он будет ехать в сторону Питкяранты, — на той же остановке, где сошёл, когда приехал сюда. Время я рассчитал довольно точно, но когда до этой остановки мне оставалось идти ещё около полутора километров, автобус уже проехал мимо меня! Ладно, сяду на него, когда он будет обратно выезжать из Питкяранты. Но тут возникла проблема, — я не смог найти эту же остановку в обратном направлении. А идти ещё километр до Койринои до автобусной остановки в самом посёлке было достаточно рискованно, — автобус мог, помахав ручкой, проехать навстречу мне, когда мне будет оставаться пару минут пешком до остановки.

20. В итоге я остановился у развилки, где сошёл с автобуса, когда приехал сюда. И решил на удачу ловить автобус рукой, — остановится или нет.

Кстати, это та самая развилка, где в декабре 1939 года должны были соединиться 18-я и 168-я дивизии...

21. Братская могила у развилки:

Наконец, автобус показался, и мне таки удалось поднятием руки остановить его в неположенном месте. Водитель, как мне показалось, был не очень доволен, но вслух ничего не высказал. А у меня, впрочем, другого выхода и не было. До Петрозаводска добраться к вечеру нужно было непременно.

И ещё немного природных снимков:

22. Лесная грунтовка:

25. Сосны и небо:

Места боёв всегда оставляют сильное впечатление. Особенно это касается мест, расположенных не в городе, а на природе, где нет суеты и большого количества людей. О многом начинаешь думать, глядя на тихий лес, буквально рассказывающий о том, что здесь происходило. Красивое и печальное место.

В одиннадцать часов дня 27 июня 2000 в районе урочища Питкякангас на развилке дорог Петрозаводск-Питкяранта-Суоярви, соединяющих Карелию и Финляндию, свершилось событие поистине международного значения. Под траурно-торжественные звуки военного оркестра участники кровопролитнейших боев советско-финляндской войны 1939-1940 годов, метко прозванной поэтом Александром Твардовским "незнаменитой войной". Пятиметровый Крест Скорби в память о погибших в советско-финской войне поднялся среди карельских лесов. Это место на берегу Ладожского озера, недалеко от города Питкяранта старожилы и по сей день называют Долиной смерти.
Взору прибывших сюда по зову сердца уцелевших ветеранов той "зимней кампании", уносившей каждые сутки в среднем по 1200 жизней воинов с обеих сторон, взору их потомков и родственников открылась картина, заставившая вздрогнуть и прослезиться многих. К грандиозному "Кресту скорби" с одной стороны приникла всем телом вылитая из металла фигура российской женщины-матери, распластавшей руки на перекладине. С другой стороны лицом к лицу такая же финская женщина-мать. Кисти их рук теперь навечно переплелись, потому что только матерям по-настоящему понятна горечь утрат. За 105 дней они составили 126875 человек убитыми, умершими от ран и пропавшими без вести сынов и дочерей многонационального СССР. Не вернулись домой и почти 30 тысяч защитников своего маленького государства с гордым названием Суоми.
В холодную зиму 1939 - 1940 годов здесь попала в окружение 34-я танковая бригада и 18-я стрелковая дивизия Четвертого Кантемировского полка. 73 дня обессилевшие воины держали круговую оборону, гибли от пуль и голода, замерзали в снегах. Пока 18-я карельская стрелковая дивизия, дождалась приказа выходить из окружения самостоятельно, без подмоги других частей, потерявших связь со штабами, живых в дивизии осталось лишь несколько сот человек из 15 тысяч бойцов. Целая дивизия заледенела в зимних холодах в "Долине смерти".
Отныне воздвигнутый монумент будет служить напоминанием живущим - подобной трагедии не должно повториться.
Идею создания мемориала впервые высказал первый Президент России Б.Н.Ельцин, открывая в 1992 году "Крест Героям" в Финляндии. Тогда же решением Питкярантского горсовета народных депутатов был создан оргкомитет по проектированию, изготовлению и установке памятника.
Каждому начинанию, дабы было оно успешным, необходимы свои энтузиасты. "Душой" осуществления проекта стал московский строитель, бригадир авторемонтников объединения "Мосстройкомплект" С.Тихомиров. Для него сооружение Креста Скорби стало делом всей жизни - здесь, на питкярантской земле, в братской могиле остался лежать его отец, младший лейтенант танковой бригады Михаил Тихомиров.
Когда Сергей Михайлович обратился за помощью к своему бывшему начальнику (ныне руководителю Департамента внебюджетной политики строительства города) Л.Н.Краснянскому, надежды на успех предприятия оставалось немного - очень уж трудное время было. И все-таки коллеги-строители не подвели, сумели наскрести 10 миллионов рублей (неденоминированных) и тем самым положили начало благородному делу.
Львиную долю расходов взяло на себя российское правительство. Весомый вклад в финансирование проекта внесли дети и родственники погибших в финской войне. Ощутимую спонсорскую помощь оказали муниципалитет финского города Куопио и Питкярантское карьероуправление.
Над Крестом Скорби поочередно работали три замечательных скульптора: братья Лео и Геннадий Ланкинены, Эдуард Акулов. Открытие мемориала должно было состояться в мае 1995 года, но из-за недостатка средств его пришлось отложить.
Осенью прошлого года в Карелии побывал мэр Москвы Ю.М.Лужков. Узнав о затянувшемся строительстве, столичный градоначальник добавил недостающую сумму.
Карельский Крест Скорби - это воплощенная в металл память по напрасным жертвам всех ненужных войн.
(См. http://www.gov.karelia.ru/Leader/Days/cross.html или
ht tp://www.mp.stroi.ru/detai)

В нескольких километрах от Питкяранты в 2000 году установлен чугунный Крест Скорби в память о погибших в войне 1939-1940года между Советским союзом и Финляндией. С двух сторон креста две матери финская и русская, оплакивающие своих детей. Монумент создал карельский скульптор Лео Ланкинен.

Мемориал расположен в Долине героев, но в Карелии привыкли к названию Долина смерти. И действительно, если посмотреть на фотографии тех времен, то иначе эти места назвать сложно. Наверное, нам трудно узнать точно сколько погибших было с обеих сторон. Называются разные числа, но за 105 дней боевых действий погибли и пропали без вести примерно130-150 тыс. советских воинов, финны потеряли более 22 тыс. человек убитыми. 18-я стрелковая дивизия, наступавшая на город, была почти полностью уничтожена.

Памятник с ликами двух скорбящих матерей - российской и финской - отлит из чугуна и имеет высоту более 5 метров. Инициаторами его сооружения выступили ветераны и родственники погибших воинов. Это первый в России мемориал, посвященный Зимней войне, дань памяти всем ее жертвам.

На территории этой печальной достопримечательности Карелии расположены братские захоронения.

В 1939 - 40 годах здесь велись кровопролитные бои с финнами. Война была короткая и бесславная. Финляндия потеряла 1/6 часть своей территории.

Эпоха войн и вражды между нашими народами завершалась. На израненной северной приграничной земле начиналась эпоха мира.

Научное изучение и осмысление этого сложного военного периода в истории СССР и Финляндии длится уже 60 лет и, видимо, будет продолжаться еще долго.

Чем был в действительности для населения Карелии финский оккупационный режим? Какой видели войну простые граждане, чьи свидетельства - ценнейший документ истории? Наконец, какой предстает перед нами правда военных лет, не сдерживаемая идеологическими шорами, запретами, стремлением приукрасить историю своей страны в угоду национальной гордости?

В последние годы нашу общую военную историю ученые России и Финляндии все чаще пытаются изучать, открывая и друг другу, и читателю источники, ранее недоступные. История войны, еще недавно казавшаяся нам незыблемо-хрестоматийной, вдруг удивляет и увлекает, предлагая новые темы, заставляя осмысливать и спорить. И главное - помнить...

За монументом стоит мемориальная плита, с высеченными словами на русском и финском языках:

1939 - 1940

Россия и Финляндия - две сестры.
Финляндия и Россия - две матери.
Они воплотились в этом кресте скорби.
Сами собой.
Их головы слились воедино,
Их руки сплелись в Надежде,
Чтобы любовь победила.
А это зависит от нас.
От каждого.

В этом посте под катом будет размещено непристойно много фотографий, больше тридцати, но они того стоят. Ещё только в одном отчёте фото окажутся красивей. Кошка-плюшка это умеет. Даже водопад тут есть.

Вообще, ехали довольно бодренько. Я по случаю окончания праздников (дело происходило третьего мая) ожидал скорее всеобщего возвращения в Питер, однако, движение происходило вполне-таки в обе стороны. В районе Сосново милая дама за рулём Хонды задала традиционно-странноватый вопрос:
- А вы что ли эти… ну, которые автостопом ездят?

И больше мы такого не слышали до самого Углича, 12 то есть дней. В Карелии и Вологодской области водители, очевидно, понятливей. Километров через 30 к северу в лесу стали попадаться пятна серого снега, похожие на пятна серого снега, а ближе к Сосново лиственные деревья сделались безлиственными.

Где-то там мы и остановились перекусить.
Я безуспешно постопил поезд

Плюшка посидела на рельсах

Потом, побеседовав с охраняющей природу жабой,

Мы пошли кушать пирожки с соком в дивный лес

Я давным-давно не бывал в весеннем лесу: на Урале, знаете ли, клещи и всякий энцефалит. Ну их. А тут красота. Сытая Плюшка села у дороги, включила плейер и ушла в Нирвану. Оттого, когда низколетящий джип с фиксированным к нему катамараном остановился чуть дальше, чем следовало, мне пришлось сначала сбегать до машины, а потом назад до Плюшки – она так и сидела, глядя в противоположную сторону и внимая песенкам. Потом девушка такое проделывала ещё не раз и больше я не удивлялся. Хотя думал разок уехать по приколу. Правда б ведь занятно получилось.

Сплавщики довезли нас до самого Кузнечного, где кончился асфальт и началась Карелия.

Пейзаж сделался совсем среднеуральским, только скалы были гранитными, серыми (не совсем серыми, а такого цвета, какой бывает, если смесить весь пластилин из коробки советского выпуска в один комок). На скалах росли сосны. Вот у нас на Урале известняк. Он нежный и деревьев не выдерживает. И ещё в Карелии озёра вместо рек. А так всё очень похоже на Прикамье.

Ну, да. Названия ещё отличаются. Иногда получалось забавно.

Вот угадайте букву, мы не специально так

А снега становилось всё больше

До Лахденпохьи (запомнил-таки название) нас вёз мужик, изобретший дивные насосы, выдающие 5 кВт тепловой энергии на 1 кВт затраченной электрической. Ехал он к богатому заказчику и, получается, не врал. Мы с ним долго общались на тему отечественного патентного законодательства, котлонадзора и прочих сволочей. А до Сортавалы получился таксистоп: сам собой остановился дядько, только что отвезший в Лохну кучу сильно пьяных финнов и поднявший тем самым денежек. Тоже очень интересный мужик: военврач по образованию, всю жизнь работал в горной промышленности, сперва в Томске, потом вот в Карелии. А теперь владелец карьера смылся от долгов в Швейцарию и директору пришлось таксовать. Впрочем, планы у Юры светлые, к лету хочет сделать свой бизнес. Вроде, и разрешения есть и прочее.

Справа всё время показывалась синяя-синяя Ладога. В одном заливчике ещё стояла шуга, а по шуге ходили чайки. Чайки были белые, а шуга тоже синяя. Ничего более синего за всю поездку мы не увидели, а такими же синими были, например, буквы на Мурманском рыбном порту. И в Сортавале Ладога тоже синяя совсем

Вообще, Сортавала здорово заточена под отдых пьяных финнов. В некоторых барчиках кроме выпивки нет ничего. Ну, по крайней мере, при нас не было. А в других наоборот, есть всё, кроме финнов. И стоит недорого. Сквозь город ходит автобус № 1, до самого выезда. Автобусы там тоже прикольные: обычные ПАЗики, но с теликом, где показывают местные новости и погоду. Кстати, в это время говорили, что на улице дождь и холодно, а было солнышко и тепло. Мы смеялись. И зря: синоптики ошиблись всего на сутки.

На заднем сидении ПАЗика, рядом с нами ехала красивая блондинка с дочкой, красивой, наоборот, брюнеткой. Дочке было лет пять. На остановке зашли папа с белобрысым мальчиком, они были тоже красивые, но не такие. Папа стал пить пиво и моргать, а мальчик протянул букет коротеньких жёлтых одуванчиков девочкиной маме и сказал:
- На. Только не потеряй. Дома в воду поставишь, они долго простоят.
Потом мальчик всю дорогу общал даму, а ровесницу свою игнорировал. Ну, мне тоже мама больше дочки глянулась. Хороший мальчик, правильный.

От остановки мы протопали пару километров по пустой дороге и тут я потерял фотоаппарат. Ну, собравшись фотать Плюшку, услышал шум мотора. Ехал белый фургончик-мерседес. Я уже говорил, что у нас не было ни дня без застопленного фургончика, тормознулся и этот. Фотоаппарат я держал в левой руке и сев, положил на сиденье. Где, выходя, и оставил. Молодец, чо.

Дорога Сортавала-Питкяранта офигенна. Она вся почти взорвана в скалах и местами идёт вдоль самого-самого края Ладоги. Реально красиво до невозможности. Только все скалы обильно помечены разными бакланами в стиле «Тут был Петя с Костромы». Можно даже отслеживать ареал распространения бакланов, блин.

Подарив водителю ненужный ему фотоаппарат, мы вышли у поворота собственно на Питкяранту

Отсюда нас опять увезла мама с мальчиком, ехавшие из Петрозаводска. Мальчик не выговаривал много букв, но всё звал нас в гости. Мы б и согласились, однако, на самом въезде в город нас встретила Аня Матасова darurs и свела на дачу.

Минут через пять пребывания на этой самой даче я покрылся белой завистью напрочь. Ну, всегда завидовал людям с прямыми руками, растущими откуда следует. А Паша, Анин муж, он как раз такой. Прикиньте: отличная сауна с хронически тёплым полом и верандой, выходящей прямо в Ладогу. Под верандой живут ондатры и приплывают тюлени.

На фоте, кстати, не тюлень, а я с Чёрным Знаменем Анархии.

После бани Кошка-плюшка ныряла в ледяную Ладогу. Ужос просто. Хорошо хоть не простыла. На следующий день запланировали обильную культурную программу с моторной лодкой до карьеров и прочими приключениями, однако, проснувшись, застали снег с дождём и всё такое.

img src="http://www.ljplus.ru/img4/g/r/grizzlins/18pitkyaranta-dozhd.JPG " width=800 height=600 alt="318.57 КБ">

Долго-долго надеялись, обломавшись лишь к четырём часам дня. По причине наглости городского транспорта, на трассу решили выбираться на такси. Прикиньте: 10 км стоят 70 рублей. Для двоих получается дешевле некоторых маршруток в Москве. Водитель, по причине дивной погоды сидевший без заказов, забесплатно свёз нас до трассы, что примерно в два раза больше оплаченного пути. А по дороге ещё и похвастался водопадом, обильно произрастающим в окрестностях Питкяранты.

Вполне приличный водопад, метров 10 высотой. Два уступа, внизу омут. Поскользнёшься на камушке, посмотришь на быстровращающийся мир вокруг и до свиданья, до следующих встреч.

У Питкяранты начинается Долина Смерти. Здесь ёще в финскую войну были страшные бои. Вот такой крест скорби поставлен и камни вокруг моховые.

В следующие два часа мы замёрзли и промокли, как не мёрзли и не мокли с начала поездки и за весь остальной путь тоже. Машин прошло от силы с десяток и почти во всех водители изображали руками некую фигуру, означающую скорый разворот. Честно говоря, я ожидал более оживлённой трассы от райцентра к столице республики. Короче, битой девятке мы обрадовались страшно. Провезла она нас 30 км, как раз до другого края Долины Смерти и высадила рядом с крытой автобусной остановкой. За что ей большое и сверхчеловеческое спасибо.
Следующая машинка подкинула нас до трассы М-18, дождь внезапно закончился, и стало хорошо.

Предстоящая послезавтра дорога на Мурманск вдруг перестала пугать: ну, по атласу указано 1003 км, а по указателю всего-то 978. Фигня какая.

День завершился традиционной уже газелькой, доставившей нас почти до самого Петрозаводского вокзала, и мы, поплутав слегонца по деревянным улицам, ночью уже лопали пельмени со смайликами в очень правильном домике Иры Мамаевой.