Эссе на тему "социальный работник". Социальный работник – не работа – призвание

Варавина Наталия Владимировна - Педагог-психолог ОГБУСО «Братский детский дом-интернат для умственно отсталых детей»

Моё эссе, не только как педагога, но и как работника сферы социального обслуживания.

Эссе «Кто, если не мы?»

«Принципы прав человека и социальной справедливости являются фундаментом социальной работы»
Я думаю, не найдется человека, утверждающего, что социальная работа не важна. С появлением человечества милосердие, взаимопомощь и взаимовыручка были основной движущей силой развития общественного строя. Семьи объединялись в общины, чтобы помогать друг другу в воспитании детей, заботе о больных и старых. К ним всегда было особое отношение. Если бы не было взаимопомощи, то не было бы развития общества.
Долгое время социальная поддержка носила благотворительный характер, то есть могла быть оказана или не оказана, по усмотрению совести. Но в современном обществе сформировалось понятие о необходимости создания целостной системы государственной поддержки незащищенным слоям населения и появления новой профессии – социальный работник (23 апреля 1991 года в перечне профессий появились новые специальности - социальный работник, социальный педагог и специалист по социальной работе). Эта система стала шагом в формировании гуманистического общества и благополучно функционирует и развивается, совершенствуя формы и методы своей работы.
История моей работы в социальной сфере, так же, началась с волонтерства. Ещё во время учебы я стала членом волонтерского движения. И была очень рада, когда мы посещали Братский детский дом-интернат – устраивали игры для ребятишек, делали подарки - дарили радость! Ещё тогда меня тянуло в этот дом…
Свою профессию я выбирала так, чтобы она была для меня интересна, и давала возможность работать в учреждении социального обслуживания. Социальная работа является особым видом деятельности, объединяющим в себе экономический, правовой, психологический, педагогический, медицинский и другие виды деятельности, поэтому у меня был большой выбор специальностей. Приоритетными для меня стали психологический и педагогический вид деятельности, поэтому я выбрала профессию «педагог-психолог».
Учебную практику я стремилась проходить здесь же, в Братском детском доме - интернате. И наконец, после окончания университета, в 2012 году я стала сначала воспитателем, а затем, в 2013 году педагогом-психологом.
Основной моей профессиональной задачей является создание благоприятных условий для успешной реабилитации и развития детей. Я всеми силами старалась, стараюсь и буду стараться делать их жизнь в этом учреждении комфортнее и ярче.
Когда малознакомые люди узнают, что я работаю в детском доме-интернате для умственно отсталых детей, все, как один, спрашивают: «Тяжело там работать?» Этот вопрос каждый раз заставляет меня задуматься: Тяжело там работать… для кого? Если для человека привыкшего жить только ради удовлетворения своих интересов – да, тяжело. Для человека, не привыкшего делиться и отдавать что-либо – тяжело. Для человека переживающего, но не помогающего – тяжело. А для человека умеющего делиться тем, что имеет (теплом, знаниями, любовью, добротой), который имеет силы не только переживать за других, но и помогать – нет, не тяжело. Для человека, желающего сделать чьи-то жизни чуточку легче и счастливее – легко!
По роду моей профессиональной деятельности, мой кабинет посещают все устраивающиеся к нам на работу сотрудники. И я заметила, что те, кто приходит только ради зарплаты и соц. пакета не задерживаются надолго. Остаются только те, кто заинтересован в том, чтобы сделать жизнь этих детей ярче, добрее, счастливее.
Хочется, упомянуть, что моя мама работает в детском доме с самого его открытия, по сей день, так что я работник социальной сферы во втором поколении! Она своим примером воспитала во мне чувство ответственности не только за свою жизнь, но и за жизнь нуждающихся, тех, кто не способен без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях и сохранить жизнь. И, соответственно, неоказание помощи нуждающемуся человеку требует от меня ответа перед собственной совестью.
От некоторых людей приходится слышать: «Я бы не смогла у вас работать, потому что мне так жалко этих детишек!» Это парадоксальная фраза, на мой взгляд! Как говорится: «жалеет - значит, любит», главное проявление любви – это забота. А заботиться о детях находясь не рядом – невозможно! Соответственно, те, кто, действительно, жалеет этих детей – работают у нас!
В случае трудностей, беды или горя, люди обращаются к родным, близким, друзьям и знакомым, а когда родных нет или они не могут помочь? Тогда идут к нам. Работники социальной сферы это люди, которым некуда отступать, позади нас одиночество и отчаяние. Мы – это последняя инстанция, куда люди, находящиеся в трудной жизненной ситуации, обращаются за помощью. Если не поможем мы, то не поможет никто. Для некоторых людей социальная помощь - последний шанс вновь начать жить, а не просто существовать. Ведь кто, если не мы?
Таким образом, подводя итог, хочу сказать: «главное достояние любого государства – это люди, и их благополучие, соответственно, социальная работа - это та часть государственной политики, которая заботится о главном!».

| Марина Емельяненко | 5655

Среди всех профессий, призванных помогать людям, особое место занимает профессия медицинской сестры. Работа медсестры для многих остается незамеченной, тем не менее, значимость ее довольно сложно переоценить. В чем же заключается работа медсестры, каковы основные функции и обязанности? Необходимо ли обладать определенными личными качествами и есть ли перспективы дальнейшего развития?

Профессия медсестры - одна из самых гуманных.

Основные обязанности медицинской сестры

Медицинская сестра – это специалист, получивший среднее образование. Медсестра относится к среднему медперсоналу, который помогает доктору осуществлять врачебный процесс и исполняет его назначения.

Работа медсестры не так проста, как может показаться на первый взгляд. Обязанности, самой разнообразной сложности, ответственность, порой не меньшая, чем у доктора. Все они зависят от типа лечебного учреждения, в котором работает медсестра и ее должности. Все же есть ряд общих задач, выполняемых этой категорией медперсонала:

Исполнение врачебных указаний. Сюда относятся уколы, выдача лекарств, несложные обследования и другие.

Первичный осмотр пациента. Имеется в виду измерение температуры, давления и пульса.

Сбор данных для проведения анализов. Например, для анализов крови, мочи.

Уход за пациентами. Здесь имеется в виду уход за глазами, кожным покровом, массаж.

Обеспечение полноценного и своевременного питания пациентов.

Контроль за сменой постельного белья – это также работа медсестры.

Обеспечение транспортировки пациентов.

Оказание первой медицинской помощи.

Контроль за состоянием отделений.

Ведение необходимой документации.

Образование медсестры предполагает наличие определенных личных свойств и качеств, при отсутствии которых выполнять поставленные цели будет весьма проблематично.

Личные качества медицинской сестры

В медицинской среде бытует шутка, что «медсестра – это идеальная жена». Только в качестве мужа будут выступать абсолютно незнакомые вам люди. Тем не менее, работа медсестры предполагает одинаковое отношение ко всем пациентам, отсутствие разделения их по любому признаку: полу, возрасту, социальному статусу. Это значит, что если вы не обладаете качествами, которые необходимы среднему медперсоналу, то образование медсестры, возможно, вам не подходит. Итак, что же это за необходимые личные особенности?

Отличная память.

Выносливость.

Умение сочувствовать, сопереживать.

Уравновешенность.

Наблюдательность, внимательность.

Хорошая координация движений.

Конечно, эти качества необходимы для выполнения любой работы, однако качество именно рассматриваемой работы напрямую зависит от их наличия. Невозможно помогать людям, если вы не можете запомнить ряд поручений, не умеете проявлять добродушие и сочувствие к тому, кто чувствует боль, не можете держать себя в руках или просто пропускаете какие-либо проявления болезни из-за невнимательности. Точность, четкость и постоянная собранность – это отличительные особенности в работе медицинской сестры.

Образование медсестры предполагает такую же высокую ответственность, как образование доктора. Конечно, средний медперсонал не занимается лечением и не назначает его, но неправильно сделанная инъекция или не вовремя проведенные анализы могут иметь такие же серьезные последствия, как и неверное лечение.

Где учиться на медсестру?

Выбирая учебное заведение, в котором вы собираетесь получать специальность, каждый ориентируется на свои пожелания. Для кого-то решающим фактором является близкое расположение к дому, для кого-то – стоимость обучения, если оно платное, а для кого-то престиж учебного заведения. Предлагаем вам ознакомиться со списком . В любом случае, есть ряд наиболее известных средних специальных учебных заведений, в которых можно освоить работу медсестры:

Всего средних специальных учебных заведений, позволяющих получить образование медсестры в России, насчитывается порядка тридцати штук. Учиться на медсестру можно в любом из них, все зависит лишь от ваших предпочтений. Работать медсестры могут в поликлиниках, больницах, частных клиниках, различных санаториях, госпиталях и др.

Получив образование медсестры, в дальнейшем можно обдумать один из вариантов: оставаться на своей должности, повышать квалификационный уровень, и, соответственно, получать прибавку к заработной плате или продолжить обучение и стать доктором.

Заработная плата медсестры

Заработная плата среднего медперсонала, к сожалению, не отличается особыми высотами. Приняв решение учиться на медсестру, помните, что выполняя работу, зачастую сопоставимую с работой врача, медсестры, тем не менее, гораздо меньше зарабатывают. Однако это касается государственных учреждений здравоохранения.

Так, например, в крупных городах зарплата среднего медперсонала редко превышает 15000 рублей, а в провинции медсестры не получают больше 9000 рублей. При этом, работая в частных клиниках, есть возможность получать доход минимум 25000-30000 рублей. Именно из-за этого большинство представителей среднего медперсонала сегодня работают на полторы или две ставки.

Тем не менее, несмотря на такие небольшие суммы, зарплата медперсонала все же растет, пусть медленно, но верно. Увеличивается и спрос на представителей этой профессии.

Работа медсестры имеет огромное значение. Зачастую, именно она проводит с пациентом гораздо больше времени, чем врач, а значит, от качества выполняемой ею работы напрямую зависит и успех лечения.

Профессионализация - целостный непрерывный процесс становления личности специалиста, который начинается с момента выбора и принятия будущей профессии и заканчивается, когда человек прекращает активную трудовую деятельность. В литературе рассматриваются различные аспекты профессионального становления личности. Особое внимание уделяется также разработке методов и приемов преодоления профессиональных деструкции и кризисных ситуаций, которые неизбежны в профессиональном становлении.

Обязательным условием профессионального развития личности является осознание ею приемов профессионального самосохранения, которое рассматривается как способность личности противостоять негативно складывающейся социально-профессиональной ситуации, максимально актуализировать профессионально-психологический потенциал (в условиях дестабилизации профессиональной жизни), противостоять профессионально обусловленным кризисам, стагнации, деформациям, а также готовность к профессиональному самоизменению.

В работах исследователей по созданию программ профессионального самосохранения, ориентирующихся на гуманистический подход в психологии, опираются на теорию самоактуализации и самореализации личности А. Маслоу, предложены следующие приемы профессиональною самосохранения.

1. Реализация намеченного профессионального плана (сценария профессиональной жизни).

2.Преодоление дезинтегрированного сознания (то есть вытеснение так называемых "мотивов ложной самоактуализации", которые порождают несбыточные цели, мечты в ущерб стабильной целостности человека).

3.Активная позиция в профессиональной жизни.

4.Готовность к постоянному самоизменению, лобильность установок.

5.Знание собственной индивидуальности и использование ее в профессиональной жизни.

6. Освоение индивидуальной системы адекватных средств преодоления негативных состояний.

7. Противодействие профессиональному старению.

Социальная работа как профессия возникла как ответ на требования общества, которое реагирует на негативные преобразования в стране. Сущность социальной работы определяется такими факторами как экономический, социологический, психологический, этический, культурный, имеющие место в стране.

Профессия – это готовность к выполнению социально-целесообразной деятельности, изменяющей социальный мир человека и максимально мобилизующей потенциал человека для решения проблем, адекватной реакции на изменения в обществе и личной жизни.

Профессионализм в социальной работе – это постоянно поддерживаемые на высоком уровне знания, умения и навыки специалиста, обеспечивающие квалифицированное содействие людям в разрешении их жизненных проблем, достижение высокого качества труда и результатов.

Призвание социального работника означает социальную обусловленность, является субъективным фактором, компонентом внутреннего мира работника. Профессиональное призвание социального работника – это сложнейшая модификация комплекса развитых качеств личности специалиста, внутренняя социально-психологическая готовность к реализации функций социальной работы, к оказанию определенного вида социальной помощи населению и различных услуг – социально-психологических, социально-бытовых, социально-медицинских, социально-правовых и др.

Профессионализм социального работника характеризуется наличием у него:

    Профессионального призвания.

    Глубокой мотивации к выполнению труда

    Духовно-нравственных качеств, склонности к работе с людьми, социально-генетической предрасположенности к работе с человеком.

    Профессионального мастерства.

    Объективно-критического отношения к своей деятельности.

    Профессиональных знаний и умений.

    Способности всю жизнь учиться и самореализовываться.

    Профессиональной гордости как социально-психологического состояния личности.

Социальная работа объединяет в себе призвание и профессию, поэтому профессионализм может измеряться степенью гармонизации этих составляющих, их целостностью и системностью.

Специфика социальной работы заключается в том, что:

1) социальные работники имеют дело с людьми из разных социальных групп;

2) сталкиваются с разными сферами жизни человека и общества - медициной, правосудием, системой образования, планированием семьи, финансовыми программами, с проблемами трудоустройства и др.

3) социальные работники и клиенты находятся в неравных отношениях с точки зрения власти - клиент зависит от работника

4) в социальной работе очень важны такие ценности, как достоинство, социальная справедливость, самоопределение, удовлетворение основных человеческих потребностей.

Социальная работа - это и один из сложных инструментов социального контроля. Она позволяет осуществлять социальный контроль различными способами - от принудительного отлучения детей от родителей и рекомендаций относительно помещения людей в психиатрическую клинику до психологического воздействия на людей с целью изменить их взгляды на себя и на других.

Социальная работа является фасилитационной деятельностью, осуществляемой в системе человек-человек.

Специалист по социальной работе - это новый феномен в соци­альной практике, а потому далеко не полностью изученный теорией социальной работы. Можно назвать следующие характерологичес­кие признаки личности специалиста в области социальной работы:

Это профессионализированный индивид, осуществляющий свою деятельность в системе «человек-человек»;

Это субъект профессиональной деятельности, включенный в социокультурные условия;

Его личность как субъекта деятельности определяют два базо­вых компонента: возможности (способности) и готовность к этой деятельности;

Личность специалиста в сфере социальной работы формирует­ся, развивается, самореализуется, самосовершенствуется в про­фессиональной деятельности, она изменяет себя и деятельность;

Эта личность есть индивидуальность с присущими личностны­ми инвариантными характеристиками, которые отвечают про­фессионально-этическим принципам и стандартам данной про­фессии.

Эффективность деятельности социальной службы выражается и в психическом самочувствии граждан, которым оказывается по­мощь; это означает, что подбор кадров, которые способны быть психо­логически близкими, эмпатичными этим категориям граждан, влияет на повышение эффективности системы социальной работы.

МОЕ ПРИЗВАНИЕ – СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Заведующая организационно-методическим отделением

Муниципальное бюджетное учреждение «Центр социальной помощи семье и детям «Октябрьский»

Свое знакомство с профессией «Социальная работа» я начала в 2003 г., поступив на кафедру социальной работы и социологии гуманитарного факультета Сибирского государственного технологического университета. За время обучения в вузе, благодаря высококвалифицированным преподавателям, я получила мощную теоретическую базу, которая позволила мне, находясь еще на 4 курсе обучения, в октябре 2007 г. получить работу в должности специалиста по социальной работе в МБУ «Центр социальной помощи семье и детям «Октябрьский», отделении профилактики безнадзорности, социального сиротства несовершеннолетних. В рамках деятельности специалиста данного отделения на всем протяжении своей работы я осуществляла социальный патронаж неблагополучных семей; вела обучающую, коррекционно-воспитательную работу с детьми и их родителями с целью стабилизации детско-родительских отношений; осуществляла профилактическую деятельность с родителями из социально опасных семей с целью обеспечения надлежащего исполнения ими обязанностей по воспитанию и содержанию своего ребенка; оказывала помощь в организации частичной занятости, трудоустройства детей и членов их семей; содействовала семьям в получении материальной помощи; вела работу со спонсорами и благотворительными организациями по предоставлению гуманитарной помощи малообеспеченным семьям; оказывала содействие в сборе документов для направления детей на санаторно-курортное лечение.

Но помимо всех вышеперечисленных направлений профессиональной деятельности , наиболее близкой мне по духу стала организация досуга детей и подростков через привлечение их к клубной деятельности. Первым моим вполне самостоятельным опытом работы в этой области стала разработка программы «Хочу быть успешным », направленной на профилактику и коррекцию дезадаптивного поведения детей младшего школьного возраста. Работая в 2007 г. над составлением программы, я испытывала некоторое волнение - достаточно ли будет полученных мною за время обучения в вузе знаний для успешной работы с детьми, смогу ли я грамотно выстроить свое общение с ними, получу ли я в итоге ожидаемый положительный результат? Однако, мои усилия не пропали даром, и, набрав ребят в группу, я отметила для себя, что могу довольно успешно устанавливать контакт с ними по принципу «субъект-субъектных», партнерских отношений, постоянно «подпитывая» их интерес к занятиям через привлекательные для них формы игровой познавательной активности, использование методов направленного воображения, арт-, музыко - и сказкотерапии, ролевой игры, а также упражнений на эмоциональную релаксацию.

В последствие выяснилось, что востребованы в моей профессиональной деятельности и некоторые приемы и навыки, которые я бы даже и не подумала, что мне когда-либо пригодятся. Это владение основами стилистики и визажа, которые я применила на практике, когда в 2009 г. организовала занятия в группе эстетико-профилактической направленности для девушек-подростков под названием «Школа красоты». К мысли о работе по данному направлению меня подтолкнуло наблюдение за девушками-подростками, которые не имеют собственного адекватного представления о том, как должна выглядеть девушка их возраста и социального статуса, зачастую ориентируясь в выборе гардероба, прически, макияжа на эмансипированные, вульгарные образы, навязываемые их сознанию западной культурой через средства массовой информации . Также есть девушки, которые просто не следят за своим внешним видом, так как их родители не уделяют должного вниманию эстетическому воспитанию своих дочерей. Такие тинейджеры не знают, каким образом должна вести себя в обществе воспитанная девушка, будущая жена и мать. В результате, в отсутствие положительного примера, зачастую происходит процесс бессознательного копирования манеры одеваться и вести себя у сверстниц, ведущих социально неодобряемый образ жизни, зачастую употребляющих алкоголь и наркотические вещества, не имеющих позитивно организованного досуга, рано начинающих вести половую жизнь. Все это в том числе побудило меня начать занятия в клубе по разработанной ранее моими коллегами программе, несколько адаптированной и доработанной мною. Главной задачей деятельности группы являлось формирование у девушек культурных, моральных и этических ценностных ориентаций, привитие концепции здорового образа жизни, а также содействие установлению благоприятного психологического климата в семьях и улучшение коммуникативных способностей в общении со сверстниками. Занятия включали обучающие мастер-классы по стилистике, визажу и бисероплетению на базе Центра детского творчества №4, а также коммуникативные тренинги, мероприятия, направленные на профилактику различного рода зависимостей, многочисленные экскурсии в учреждения культуры и спорта, тематические праздники и многое другое. Именно на данном этапе профессиональной деятельности мною был впервые опробован и в последствие неоднократно отработан на практике метод психологической диагностики личности, по результатам которого я увидела положительные изменения в манерах поведения, а также в отношении девушек к сверстницам и сверстникам, родителям. В настоящее время данная программа находится в стадии доработки. В нее уже включены такие направления, как: повышение правовой грамотности девушек посредством проведения тематических занятий в игровой форме с элементами тренинга; организация для них положительного примера в общении через встречи с интересными, успешными, авторитетными для них людьми (в частности, руководителем и организатором модельной школы «De luxe» Лыткиной Анастасией); содействие профессиональному самоопределению девушек посредством организации для них на базе учреждения занятий по дизайну ногтей, мастер-классов по плетению французских кос, технике визажа и наращивания ресниц, скрапбукингу; формирование сознательного отношения к материнству и супружеству посредством посещения центров планирования семьи , женских консультаций, просмотра и обсуждения тематических видео-роликов, проведения профилактических бесед; организация занятий по йоге и фитнесу. Вскоре эта программа сделает свои первые шаги под новым названием - «Моя прекрасная леди».

В 2010 г., в рамках клубной работы с подростками, мне захотелось попробовать свои силы в области проведения тренингов личностного роста для полюбившейся мне возрастной категории - подростков. Так, дополнив разработанную ранее моими коллегами программу и произведя набор в группу из учащихся старших классов СОШ №72, на базе данной школы мною была организована работа клуба «Психология общения» . Занятия в группе были ориентированы на создание условий для формирования у детей стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нем; расширение знаний ребят о своих чувствах и эмоциях, создание условий для развития способности безоценочного их принятия, выработки умения управлять выражением своих чувств и эмоций; содействие формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей; создание условий для осознания подростками своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения. Методами, выбранными мною для решения задач тренингов, служили групповые дискуссии, ролевые игры, психогимнастика, техника арт-терапии, приемы эмоциональной релаксации. Подросткам работать в группе очень нравилось, и они каждый раз с нетерпением ждали нового занятия, постоянно вносили свои пожелания и предложения в организацию тренингов, проявляли неподдельный интерес к обсуждаемым темам и активно проявляли себя во время их проведения.

Вообще, вспоминая весь свой опыт работы с детьми разных возрастов, с разными проблемами, интересами, переживаниями, темпераментами, я понимаю, что получила от общения с ними только самые теплые, положительные и искренние эмоции. Когда ты своими глазами видишь, как помаленьку, от встречи к встречи, изменяется поведение и сознание ребенка, понимаешь, что труд, который ты проделываешь с ними с первого и до последнего занятия, не напрасен. Но лишь в том случае усилия принесут плоды, если ты будешь до конца честен с этим маленьким взрослым человеком, если будешь общаться с ним, как с равным, не стараясь показывать свое превосходство – в возрасте, в социальной роли, порицать его поведение или заставлять вести себя определенным образом. Мне кажется, что успеха можно ждать лишь в том случае, если создать условия для самореализации подростка, создать атмосферу доброжелательности и всегда принимать его таким, какой он есть. Тогда и он приложит все усилия, чтобы «не подвести» твоих ожиданий, осознает, на какие замечательные поступки он способен. Энергетика, исходящая от детей, - наверное, самая положительная и всегда идет из самого сердца.

Приобретение пятилетнего опыта социально-педагогической работы с детьми разных возрастов и социальных категорий в отделении профилактики безнадзорности, социального сиротства несовершеннолетних позволило мне добиться и некоторого карьерного роста, благодаря которому я начала осваивать принципиально новое для себя, но не менее интересное направление работы в отрасли. С января 2012 г. я была переведена в должность заведующего организационно-методическим отделением Центра. Несомненно, в работе прибавилось много дополнительной ответственности, но одновременно появилось и много нового, увлекательного и неизученного для меня на профессиональном фронте.

На данном этапе профессиональной деятельности оказались востребованы мои навыки в сфере разработки грантовых проектов, а также программ, ориентированных своим результатом на улучшение качественных и повышение количественных показателей деятельности учреждения.

Кроме того, у меня появились новые должностные обязанности по организации повышения профессиональной квалификации сотрудников Центра. Как известно, любой специалист сферы социальной защиты населения должен обладать навыками как профессиональной, так и социальной компетентности. Именно исходя из наличия этих навыков, которые я научилась отслеживать и оценивать у коллег, мы стараемся подбирать индивидуальные программы обучения для каждого специалиста Центра.

Хочется отметить, что формы профессиональной деятельности, которые я освоила в новой должности, достаточно разнообразны. В частности, одним из важных направлений работы нашего отделения является организация и проведение «круглых столов » и семинаров для сотрудников как самого учреждения, так и специалистов других центров социальной помощи семье и детям, а также субъектов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних. Я считаю, что данная форма методической работы является весьма эффективным средством по обмену практическим опытом, позволяющим обсудить те затруднения, которые возникают порой у специалистов в их профессиональной деятельности, и совместными усилиями найти выход из проблемных ситуаций. Данная форма работы хороша тем, что, с одной стороны, позволяет повысить уровень теоретических знаний сотрудников, а с другой стороны, имеет очевидную прикладную направленность.

Еще одним значимым для меня достижением за минувший год явился выпуск составленной специалистами организационно-методического отделения ресурсной карты Октябрьского района, включившей в себя информацию об учреждениях обязательного и дополнительного образования , здравоохранения, спорта, культуры, правопорядка, системы социальной защиты населения района. Я считаю, что выпуск данного информационного ресурса значительно способствовал оптимизации работы сотрудников учреждения, позволив получать необходимую для них информацию оперативно, наглядно и в необходимом для их работы объеме. Кроме того, поскольку проблема привлечения общественных организаций к сотрудничеству с нашим учреждением является весьма актуальной, составление ресурсной карты позволяет устанавливать контакты и налаживать тесное межведомственное взаимодействие с учреждениями как в рамках отрасли, так и за ее пределами. Данная форма сотрудничества наиболее полезна для расширения спектра предоставления услуг, в первую очередь, таким категориям семей, как семьи с детьми с ограниченными возможностями жизнедеятельности, и семьям, находящимся в социально опасном положении. Для детей из таких семей силами межведомственного взаимодействия обеспечивается как содержательная досуговая деятельность, так и необходимый в случае несовершеннолетних в статусе СОП социальный контроль. В качестве примера положительного результата межведомственного взаимодействия отделения с вузами можно назвать сотрудничество с нашими специалистами студентов-волонтеров Российского государственного социального университета, которые с октября 2012 г. активно участвуют в работе с детьми с ограниченными возможностями жизнедеятельности, находящимися под патронатом нашего учреждения.

Поскольку одной из важнейших задач деятельности Центра является популяризация информации для населения о спектре предоставляемых услуг, еще одним новым и актуальным направлением деятельности моего отделения в 2012 г. явилось участие в разработке и последующем информационном наполнении официального интернет-сайта учреждения. Данный сайт, в ближайшей перспективе, будет содержать в себе: информацию по истории образования Центра; нормативно-правовой базе, лежащей в основе его деятельности; специфике и основных направлениях работы структурных подразделений учреждения; об услугах, предоставляемых населению; об актуальных методических разработках Центра, его акциях и проектах; статистические данные о динамике потребления услуг населением; форум, где каждый посетитель сайта сможет оставить свой отзыв о деятельности учреждения, внести в нее предложения, а также получить ответы от специалистов на интересующие его вопросы.

На современном этапе развития института социальной работы в Красноярском крае одной из наиболее актуальных проблем, характерной для данной отрасли, на мой взгляд, является абилитация семей с детьми с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Долгое время работа с данной категорией в нашем городе и стране в целом осуществлялась преимущественно по двум направлениям – в сфере социального обеспечения, а также медико-социальной помощи. На самом же деле, потребности данной категории семей значительно шире этого спектра предоставляемых ей услуг. Дети с ограниченными возможностями жизнедеятельности испытывают огромный дефицит общения со сверстниками, т. к. отстранены от всего внешнего мира, практически недоступного для них ввиду состояния здоровья. По моему мнению, решить проблему социальной изоляции детей с особенностями в развитии можно путем интеграции их в микро-сообщество здоровых сверстников – успешных и не очень, благополучных или находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации. Данная форма организации взаимодействия детей разных социальных категорий позволила бы успешно решить одновременно несколько стоящих перед обществом задач: во-первых, организовать досуг «трудных» подростков через привлечение их к социально одобряемой, гуманно ориентированной деятельности, воспитывая в их сознании нравственное, толерантное отношения к ребятам с дефектами в развитии, во-вторых, устранить коммуникативный барьер и изолированность детей-инвалидов от внешнего мира. Ведь, по сути, практически каждый ребенок из неблагополучных, асоциальных семей изо дня в день страдает от одиночества, чувства ущербности, ненужности своим родителям, от их холодности и безразличия к его судьбе. Такой ребенок, скорее всего, считает себя глубоко несчастным человеком. Человеком, без прошлого, настоящего и будущего. Человеком, чья жизнь уже никогда не станет лучше. И как же важно, на мой взгляд, будет для такого ребенка понять, что, на самом деле, рядом есть и другие дети, которым живется гораздо тяжелее, чем ему. И что именно он, отвергнутый и непонятый многими, в силах сделать кого-то немного счастливее в этой жизни, помочь добрым словом, поступком. Я уверена, что такое взаимодействие двух социальных категорий принесет много пользы обеим сторонам.

Второй не менее важной по значимости проблемой в сфере социальной защиты населения я считаю вопрос о необходимости определения ребенка в замещающую семью в случае лишения его родственников родительских прав. По моему мнению, каждый ребенок из асоциальной семьи достоин лучшего будущего в своей жизни, и именно поэтому наше государство должно стремиться к стимулированию и поддержке семейных форм воспитания брошенных детей. Ведь только любящая семья способна дать ему все то, чего он был лишен, проживая с неблагополучными родителями.

И последней, на мой взгляд, но не по значимости, проблемой в социальной сфере в настоящее время является организация продуктивной работы с подростками, освободившимися из мест лишения свободы, а также находящимися в конфликте с законом. К сожалению, ввиду дефицита кадров мужского пола в сфере социальной защиты населения по причине сравнительно невысокой заработной платы , результативность работы с данной категорией несовершеннолетних невелика. А ведь именно крепкая сила мужского характера в большинстве случаев способна оказать более значительное влияние на мировоззрение такой категории подростков, нежели более мягкая по своей природе женская энергетика. Решение данной проблемы, как мне кажется, можно найти через привлечение к работе с такими детьми мужчин-волонтеров, наладив более тесное межведомственное сотрудничество с организациями, готовыми пойти навстречу учреждениям социальной сферы и оказать ей посильное содействие в данном вопросе.

Я считаю, что в нашей стране и в городе, в частности, социальная защита играет огромную роль в жизни граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Специалисты, нашедшие свое призвание в этой отрасли – люди с огромным сердцем, сильным чувством морального долга и высокой социальной ответственностью, протягивающие руку помощи людям в периоды их жизненного кризиса. Меня очень впечатлил проект главы города, в рамках которого запущено такое важное направление социальной политики, как создание в Красноярске условий для развития самостоятельности, приобретения трудовых навыков, социализации подростков с инвалидностью посредством создания для них специализированных трудовых отрядов. Наше учреждение принимает активное участие в работе с детьми с ограниченными возможностями жизнедеятельности и находит целесообразным привлечение в трудовые отряды для детей-инвалидов и здоровых детей - с целью снятия коммуникативного барьера и более успешной социализации последних.

Лично для меня выбранная мною профессия является неотъемлемой частью жизни, моего внутреннего мира. Я знаю, что каждый день я помогаю людям в решении их проблем, оказываю поддержку в трудные для них периоды. Ведь для того, чтобы подарить немного радостных моментов семьям, не требуется каких-то особых финансовых или трудовых затрат, а эмоциональная отдача от них и вовсе бесценна. В моей работе присутствует много творческих моментов, встреч с интересными людьми, новых знакомств. Я очень люблю свой коллектив, этих светлых, добрых, отзывчивых людей. И я действительно рада, что судьба свела меня именно с этой профессией - профессией с большой буквы - Социальная работа!

Продолжаем знакомить вас с участниками конкурса «Лучший по-профессии — 2018». Янькова Лилия Николаевна – специалист службы сопровождения замещающих семей ГБУСО «Селенгинский центр помощи семье и детям», республика Бурятия.

Моё призвание – социальная работа: настоящее и будущее

Сегодня я поняла одну простую вещь. Я не хочу быть нянькой. Нянькой, для этих взрослых тетенек и дядек, которые приняли ответственное решение в своей жизни – взяли ребенка на воспитание в свою семью.

Этот шаг всем давался по-разному, но каждый из них хотел сделать благое, в их понимании, дело.

И вот, они приходят к нам, через два, пять, восемь лет проживания ребенка в семье, с решением ВЕРНУТЬ ребенка в государственное учреждение. Мотивируя и обосновывая свое решение тем, что ребенок не слушается, не исправляется, такой-сякой, мы ничего сделать не можем.

В этот момент я думаю: «Черт! о чем вы думали, когда принимали решение взять ребенка в свою семью? Что это робот, щенок, игрушка? Сломалась. Надоела. Раздражает. Мешает. Не ладит с кровными детьми и внуками. ВЕРНУ его обратно, пусть государство воспитывает».

Это очень подходит метафоричной истории про туфли. Увидела в магазине красивые, дорогие туфли, померила, вроде подошли, но жмут немножко. Выпросила у мужа денег на них. Купила. Принесла домой, походила по квартире. Каблук высоковат и не очень удобные, но красивые – жуть. Все умрут от зависти. Надела и пошла. Первые шаги еще ничего, а дальше больше. Ноги отекают и болят, при удобном случае хочется их скинуть. Но, жалко потраченные деньги, и муж все время спрашивает: «Почему не носишь?» Вот и сижу, смотрю на эту красоту. То ли мучительно разнашивать их по ноге, то ли сдать их в комиссионку.

Только ребенок это не туфли. Его с ноги не сбросишь.

Смотрю я на этих взрослых людей, и хочется закричать «У вас вообще совесть есть? ». Садятся они далеко друг от друга на диване, да еще вещи, целая баррикада между ребенком и приемными, язык не поворачивается сказать, родителями.

«Вас ведь предупреждали о прошлом ребенка, его характере. И на школе приемных родителей вам говорили о предстоящих трудностях». «Но он (она) не слушается, по дому ничего не хочет делать и прочее, прочее…», эти горе-родители начинают перекладывать ответственность на ребенка. «Я ему (ей) уже устала говорить, учить, ругать».

И ни слова о том, что ребенок стал им очень дорог, они его любят, уважают, хотят помочь, о том, чем они любят заниматься вместе.

Вот, сидит этот ребенок, с отрешенным взглядом, ему сейчас все равно, что с ним будет. Он уже переживал в своей жизни боль предательства. И опыт жизненный у этого крохи, покруче нашего будет. И пьянство, и голод, и разврат, и унижения, и оскорбления и боль..

Мы взрослые, лучше знаем, что нужно «таким» детям, каждый в душе Макаренко, — им нужны дисциплина и труд. «Буду держать его (её) в ежовых рукавицах, будет толк! Не станет как мамаша пьяницей, да как папаша тюремщиком! »

Почему мы забываем, что каждому человеку на Земле, а особенно ребенку нужна в первую очередь ЛЮБОВЬ, а потом уже воспитание.

Дверь в кабинет тихонько приоткрывается и в щель заглядывает Сережа – еще один ангел со сломанными крыльями. Его тоже ВЕРНУЛИ приемные родители. «Мы в пятницу уезжаем в детский дом» — говорит нам дважды преданный ангел.

«Мы будем по тебе скучать. Все у тебя будет хорошо».

Все у тебя будет хорошо….. прокручивается в голове несколько раз. А вы пытались подняться хоть раз после предательства? …. А когда рядом не было близких?….

Держись, ангел, держись!

Ты еще… полетишь!?

Служба сопровождения замещающих семьей, при ГБУСО «Селенгинский центр помощи семье и детям» , создана как организационная структура, является частью районной системы семейного жизнеустройства. Представлена двумя специалистами: психологом и специалистом по социальной работе.

В последние годы в районе зафиксирован значительный рост количества людей, желающих стать замещающими родителями, увеличилось количество детей, принятых в замещающую семью, в том числе детей с особенностями развития. В настоящее время в МО «Селенгинский район» 44 приемные и 157 опекунские семьи. На сопровождение приняты, согласно договора, 31 замещающая семья, остальным семьям, по запросу, также безвозмездно оказывается педагогическая, психологическая, социальная помощь и помощь в оформлении юридических документов.

При этом наблюдается и рост отказов от усыновлённых и опекаемых детей, что говорит о недостаточном уровне готовности приёмных родителей нести ответственность за воспитание и развитие личности ребёнка, оставшегося без попечения родителей.

Так в 2015 году в государственные учреждения были возвращены 2 детей, в 2016 году 2 ребенка, а в 2017 году 6! Данное явление многообразно, вызвано многими причинами как психологическими, так и социально-бытовыми. При этом большинство возвращенных детей, находились в замещающих семьях продолжительное количество времени.

Анализ проблем, с которыми сталкиваются семьи, принявшие ребёнка на воспитание, показывает, что не все приёмные родители готовы воспринимать и принимать ребёнка со всеми, присущими ему, особенностями и недостатками. Не знакомы с психологическими последствиями перенесенных детьми травм и, их влиянии на сферы развития.

Для эффективной работы мы используем различные формы, по сопровождению приемных семей

  • индивидуальные — это консультации специалистов службы — педагога-психолога, специалиста по социальной работе, социальный патронаж, помощь в решении юридических вопросов
  • групповые — обучающие семинары и тренинги, клуб замещающих семей «МЫ вместе!», форумы, проектная деятельность, флеш-мобы, праздник «День аиста», дни открытых дверей, выпуск информационной печатной продукции, акции, презентация положительного опыта, недавно приемными семьями образован ТОС «Конфетка».

Клубная форма работы с замещающими семьями является оной из новых и наиболее эффективных форм работы с замещающими семьями. Данная форма работы реализуется в МО «Селенгинский район» с 2014 года.

Основной целью работы Клуба является создание пространства взаимной поддержки приемных родителей и опекунов, помощь специалистов в сохранении благоприятного психоэмоционального климата в опекунских и приемных семьях.

Данная форма работы позволяет объединить семьи, совместно решать проблемы, делиться опытом, общаться в неформальной обстановке, организовывать досуг. Специалистам выявлять критические моменты и корректировать свою работу с семьями.

Результатом работы клуба является способность приемных детей жить и воспитываться в новой семье, позитивно относиться к себе и окружающим людям, освоить новую социальную роль, нормы поведения. И, конечно же, понимание родителями своей воспитательной роли.

От умения взрослых правильно наладить внутрисемейные отношения зависит благополучие не только приёмного ребёнка, но и всей семьи.

Традиционными стали мероприятия клуба «Золотая осень» , «Зимний день здоровья» , «С любовью к мамам» , «Славный праздник Сагаалган. Традиции и обычаи» . В 2018 году специалисты службы выступили с инициативой участия в экологическом проекте «Младшая сестра Байкала» , где предложили клубу замещающих семей туристско-волонтерский многодневный поход по берегу озера Гусиного летом этого года.

Время не стоит на месте, поэтому мы определяем направления развития нашей системы сопровождения приемных семей на ближайшее будущее .

  1. Расширение зона обслуживания: формирование позитивного общественного отношения к передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на различные формы детского воспитания; развитие форм взаимодействия и общения замещающих семей, содействие формированию сообщества приемных родителей; увеличение штата сотрудников для профессионального сопровождения всех замещающих семей;
  2. Расширение информационно-ресурсного обеспечения: межведомственное взаимодействие заинтересованных ведомств, создание единой информационной базы; мониторинг воспитания и развития детей в замещающих семьях, изучение социальной ситуации развития воспитанника, его положения в коллективе, в семье, реализации индивидуальной программы сопровождения, уровня социальной адаптации и подготовки к взрослой жизни, разработка рекомендаций для родителей;
  3. Оценка эффективности деятельности специалистов Службы сопровождения замещающих семей: анализ результатов деятельности службы, обобщение опыта и определение приоритетов дальнейшей работы по психологическому сопровождению замещающей семьи; выполнение индикаторов проекта;

Для эффективно выстроенной работы нам необходимы теоретические и практические знания по вопросам сопровождения: способы преодоления основных сложностей, с которыми встречается специалист; составление индивидуальных программ диагностики и помощи семье с учетом запроса и актуальной ситуации; травмы, пережитые детьми, их влияние на сферы развития ребенка, формы и методы коррекции; оценка эффективности службы сопровождения замещающих семей, и многое другое, поэтому мы принимаем участие в конкурсе грантовых проектов «С любовью к детям».


Чужих детей не бывает

Сегодня я поняла одну простую вещь. Я не хочу, чтобы были такие родители, которые хотят ВЕРНУТЬ и дети, которых хотят ВЕРНУТЬ. А были взрослые, зрелые, грамотные, ответственные родители, которые приняли ответственное решение в своей жизни – взяли ребенка на воспитание в свою семью, а мы всегда были готовы их поддержать, помочь, если вдруг понадобится помощь, квалифицированно, грамотно, эффективно.

©Янькова Л.Н.

Ред.:

Лилия Николаевна — победитель конкурса

Моё призвание – социальная работа: настоящее и будущее