Бюджетный механизм и характеристика его звеньев. Функции бюджета и бюджетный механизм Бюджетный механизм и его особенности


Практическая реализация бюджетных отношений осуществляется с помощью бюджетного механизма. Бюджетный механизм представляет
собой совокупность методов аккумуляции средств в бюджете, методов и форм выделения средств из бюджета и межбюджетных отношений.
Таким образом, можно выделить три звена бюджетного механизма:
Методы аккумуляции средств в бюджете.
Методы и формы выделения средств из бюджета.
Методы и формы межбюджетных отношений.
Выделяют два метода аккумуляции средств в бюджет: налоговый и неналоговый. Налоговым методом в бюджете аккумулируются непосредственно налоги, а также налоговые платежи, к которым относятся государственная пошлина, таможенные тарифы, платежи за пользование природными ресурсами, лицензионные и другие сборы и т.п. Посредством неналогового метода в бюджет поступают: доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, доходы от реализации государственных запасов, доходы от внешнеэкономической деятельности, штрафы, пени, имеющие неналоговый характер и др.
Выделение средств из бюджета также осуществляется различными методами. Традиционно главным методом выделения средств из бюджета является бюджетное финансирование. Под бюджетным финансированием понимается выделение бюджетных ассигнований на принципах безвозвратности, бессрочности и бесплатности (безвозмездности). Этот метод являлся единственным в условиях командно-административной экономики. При переходе страны к рыночным отношениям государство стало использовать ещё один метод предоставления бюджетных средств: бюджетное кредитование. Под бюджетным кредитованием понимается выделение средств из бюджета на принципах кредитования, то есть возвратности, срочности, платности.
В бюджетном Кодексе Российской Федерации оговаривались понятия «бюджетный кредит» и «бюджетная ссуда». Под бюджетным кредитом понимается форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам на возмездной и возвратной основах.
Бюджетная ссуда - это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года. В настоящее время в соответствии с БК РФ бюджетные ссуды не предоставляются, возможно лишь предоставление бюджетных кредитов.
В начале 90-х годов в литературе рассматривался также такой метод предоставления бюджетных средств, как передача средств в управление. В этом случае рассматривалось выделение бюджетных средств не юридическим или физическим лицам, а органам власти и управления на принципах возвратности и срочности, как платно, так и безвозмездно.
В третьем звене бюджетного механизма рассматриваются методы распределения средств между бюджетами и формы межбюджетных отношений. Межбюджетные отношения представляют собой часть финансовых отношений, возникающих между центральными органами власти Российской Федерации, органами власти субъектов Российской Федерации и муниципальными органами власти, по поводу разграничения и закрепления бюджетных полномочий и перераспределения бюджетных средств.
При переходе страны к рыночным отношениям возникли совершенно новые формы межбюджетных отношений, совершенствовались старые. В условиях командно-административной экономики главными формами межбюджетных отношений являлись дотации, а единственным методом распределения доходов между бюджетами - выделение закреплённых и регулирующих доходов.
В новых условиях появляются новые формы межбюджетных отношений.
Появилось понятие «собственные доходы» взамен «закрепленных». Собственные доходы бюджетов - виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ.
Регулирующие доходы бюджетов - федеральные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов.
Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.
Коренным образом изменились принципы распределения средств между бюджетами в связи с возникновением в 1994 году такой формы межбюджетных отношений, как трансферты. Трансферты представляли собой возвратные платежи из федерального бюджета бюджетам субъектов федерации, выделяемые из специально создаваемого для этих целей Фонда финансовой поддержки регионов (ФФПР). Главным критерием отнесения региона к группе регионов, нуждающихся или не нуждающихся в поддержке, являлся бюджетный доход на душу населения.
К новым формам межбюджетных отношений относятся субсидии и субвенции, сохранилась также такая форма выделения финансовой помощи из бюджетов другого уровня как дотация. В соответствии с
Бюджетным кодексом субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Дотация - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.
В настоящее время понятие «трансферт» обобщает все формы выделения финансовой помощи из одного бюджета другому. Доходы и расходы распределены по видам бюджетов. Так, например, НДС в полном объёме зачисляется в федеральный бюджет, налог на имущество физических лиц - в местные бюджеты, налог на прибыль распределяется между всеми бюджетами. Расходы на оборону финансируются только из федерального бюджета, на содержание региональных органов власти - из бюджетов субъектов федерации, а на образование - из всех бюджетов.

Рис. 15. Звенья и элементы бюджетного механизма Вопросы для самоконтроля.
Рассмотрите бюджет как экономическую (финансовую) категорию.
В чём необходимость существования бюджета?
Рассмотрите взгляды на бюджет русских учёных в 20-х г.г. прошлого века.
Рассмотрите взгляды на бюджет экономистов в середине прошлого века.
Рассмотрите современные взгляды на сущность бюджета.
Раскройте дискуссионные вопросы функций бюджета.
Сравните бюджет и финансы, найдите сходства и отличия.
Аргументируйте Ваши взгляды на сущность и функции бюджета.
Охарактеризуйте роль бюджета в социально-экономическом развитии страны.
Дайте определение бюджетного механизма.
Раскройте связь финансового и бюджетного механизмов.
Охарактеризуйте виды налоговых и неналоговых доходов бюджетов.
Рассмотрите формы и методы выделения средств из бюджета.
Рассмотрите формы и методы межбюджетных отношений.
15.Охарактеризуйте фонды финансовой поддержки регионов.

Еще по теме Бюджетный механизм: характеристика его звеньев и элементов:

  1. 3. Общая характеристика отдельных звеньев финансовой системы
  2. Бюджетный механизм: характеристика его звеньев и элементов
  3. Теоретические основы устойчивости региональной финансовой системы
  4. Содержание криминалистической характеристики налоговых мошенничеств
  5. § 3. Санкция в системе отношений налоговой ответственности
  6. 2.6. Проблемы и перспективы модернизации организационно-правового механизма обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
  7. 3.3. Основные принципы, формы и методы деятельности полиции по обеспечению конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
  8. Основные направления совершенствования механизма исполнительной власти в Таджикистане
  9. § 1. Банковская система России и её роль в финансовой деятельности государства.
  10. Компенсационные правовые механизмы социальной защиты пациентов
  11. Бюджет, ориентированный на результат: финансово-правовые проблемы
  12. § 4. Место норм, регулирующих публичные доходы, в системе норм финансового права
  13. §3. Место и роль полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе в механизме государства

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство -

- (англ. budgetary mechanism) - составная часть финансового механизма, представленная совокупностью видов и форм организации бюджетных отношений, специфических методов мобилизации и использования бюджетных средств, принципов планирования и финансирования, условий и методов осуществления финансового контроля.

Б.м. используется для целенаправл. воздействия на экономику через формы организации бюдж. отношений, методы мобилизации бюдж. средств, условия и принципы их расходования и через величину бюдж. средств, мобилизуемых и используемых гос-вом, его региональными структурами, органами местного самоуправления.


В зависимости от экономич. содержания разных групп бюдж. отношений в структуре Б.м. выделяют три звена: механизм мобилизации ден. средств в федеральный, региональные и местные бюджеты; механизм расходования бюдж. средств путем их предоставления юридич. и физич. лицам; механизм межбюджетного распределения и перераспределения финанс. ресурсов.


В каждом из звеньев есть элементы: конкретные виды бюдж. расходов, доходов и поступлений. Так, элементами звена мобилизации ден. средств являются конкретные виды налоговых платежей и неналоговых поступлений (НДС, налог на прибыль орг-ций, налог на доходы физич. лиц, дивиденды по акциям, принадлежащим гос-ву, и др.); звена предоставления бюдж. средств - конкретные виды бюдж. расходов [на содержание аппарата управления, на федер. (регион., муницип.) целевые программы, на погашение гос. (муницип.) долга и т.д.]; звена межбюджетного распределения и перераспределения финанс. ресурсов - формы поступления средств в процессе межбюдж. распределения и перераспределения финанс. ресурсов (отчисления от регулирующих доходов, трансферты, дотации, субвенции и др.).


Функционируют звенья Б.м. с помощью методов (приемов), способов, условий, определяющих объем и движение бюдж. ресурсов. Способы исчисления бюдж. доходов, порядок внесения платежей, принципы и условия бюдж. финансирования, различного рода санкции и т.п. - это части Б.м., предопределяющие возможности количеств, и качеств, воздействия бюджета на экономику.


При этом количеств, влияние характеризуется объемом и пропорциями мобилизуемых и перераспределяемых бюдж. средств. В зависимости от того, сколько и где изымается ден. средств в распоряжение гос-ва, куда и в каких объемах направляются бюдж. ассигнования, формируются возможности расширения обществ, произ-ва, повышения его технич. оснащенности, роста квалификации кадров, улучшения социально-культурного обслуживания населения и т.д, Качеств, воздействие связано с возможностями влияния через конкретные виды доходов и расходов бюджета на экономич. интересы хозяйствующих субъектов.


Это влияние способствует преобразованию видов доходов и расходов бюджета в стимулы развития экономики, повышения ее эффективности. Целенаправленное использование звеньев, элементов, частей Б.м. позволяет ускорять или замедлять социально-эконо-мич. процессы, инициировать достижение желаемых результатов.


В структуре Б.м. могут выделяться также отд. блоки, что обусловлено функцион. особенностями управления бюдж. отношениями. При функционально-управ-ленч. подходе к Б.м. в его составе выделяют блоки: бюджетного планирования и бюджетного прогнозирования ; исполнения бюджета; бюджетного контроля и т.д.


Каждому из блоков свойственны специфич. методы (способы, приемы), с помощью к-рых решаются задачи, возникающие на каждой стадии бюджетного процесса .


С помощью особых приемов, используемых в блоке бюдж. планирования, составляются финансовые планы, отражающие мобилизацию и расходование бюдж. средств на уровне федерации, регионов, муницип. образований. Составляемые в форме балансов доходов и расходов федеральный, региональные и местные бюджеты используются не только для оперативного управления бюдж. отношениями, но и как инструменты бюджетного контроля за общим состоянием экономики и финансов в стране, регионах, муницип. образованиях.


Адресность бюдж. показателей, отражающих через конкретные статьи доходов и расходов многообразные связи бюджета с отраслями экономики, служит основой для их использования в целях контроля за состоянием дел в структурных подразделениях обществ, произ-ва. Через бюдж. показатели можно следить за экономич. и соц. процессами, расценивая отклонения фактич. данных от ранее запланир. как своеобразные сигналы для принятия оперативных правительственных решений.


На построение Б.м. существенное влияние оказывает бюджетное устройство страны. Напр., в федеративных гос-вах в зависимости от уровня управления бюдж. процессами в Б.м. выделяют три звена функционирования: федер. бюджет; региональные бюджеты; местные бюджеты. Содержание звеньев, частей и блоков Б.м. на каждом из уровней управления характеризуется спецификой, обусловл. (и предопредел.) совокупностью бюджетных прав, закрепл. за федеральными, региональными и муницип. органами и отраж. в бюд жетном законодательстве.


Б.м. является инструментом осуществления бюджетной политики и в целом финансовой политики гос-ва, регионов, муницип. образований. С его помощью гос. и муницип. органы стремятся обеспечить решение задач, сформулированных в осн. направлениях финансовой и бюджетной политики на соответств. период времени (год, три года и т.д.), исходя из целей, поставл. ходом экономич. и соц. развития страны. Меняются задачи, соответственно перестраивается и Б.м. Особенно большие изменения происходят при смене общественно-экономических формаций и методов хозяйствования. Так, в России переход на рыночные основы хозяйствования сопровождался коренной перестройкой всего Б.м., к-рый во всех его звеньях, элементах и частях постепенно приобрел качественно новые черты: прямое бюджетное администрирование хозяйственных процессов было заменено методами косвенного влияния бюджета на экономику; вместо неналоговых отчислений и изъятий введена система налоговых платежей; существенное развитие получило бюджетное прогнозирование, а бюджетное планирование было нацелено на разработку и реализацию среднесрочных и долгосрочных целевых программ; наряду с объемными показателями стали использоваться качественные ориентиры типа социальных нормативов; большую адресность получили бюджетные ассигнования и т.д.

  • Бюджетный механизм и его особенности

    бюджетный финансирование

    Бюджетная политика - совокупность мероприятий государства по организации и использованию бюджетных средств, для обеспечения ее экономического и социального развития. Разрабатывается бюджетная политика законодательной и исполнительной властью с привлечением специалистов. Бюджетная политика находит свое выражение в формах и методах мобилизации бюджетных ресурсов и использование их на потребности государства. Основной целью бюджетной политики является оптимальное распределение ВВП между отраслями экономики, социальными группами и территориями. Бюджетная политика зависит от внутренних и внешних факторов.

    К внутренним факторам относятся:

    · форма собственности

    · структура экономики

    · социальный состав населения

    · интеллектуальный уровень

    · уровень благосостояния

    · состояние развитие экономики

    · состояние денежного оборота

    · стабильность денежной единицы и т.д.

    К внешним факторам относятся:

    · экономические отношения с другими государствами

    · экспортные возможности государства

    · интеграция в мировой экономической системе

    Основными направлениями бюджетной политики являются:

    v способствование процессу сбалансированной макроэкономической стабилизации и преодолению инфляционных процессов

    v осуществление налоговой политики в направлении стимулирования предпринимательской деятельности и уменьшения налоговой нагрузки

    v проведение структурных реформ с целью экономического роста и повышению уровня экономики

    v формирование взаимоотношений в бюджетной системе в направлении обеспечения самостоятельности местных бюджетов

    v оптимизация уровня бюджетного дефицита, государственного долга

    v поиск дополнительных источников, доходов бюджета

    Бюджетная политика реализуется с помощью бюджетной стратегии и бюджетной тактики.

    Бюджетный механизм и его деятельности

    Для реализации бюджетной политики в государстве образовывается бюджетный механизм, который отображает конкретную направленность бюджетных отношений. Бюджетный механизм - совокупность методов, которые применяет государство, с целью организации бюджетных отношений и обеспечение необходимых условий для экономического и социального развитий. К основным методам бюджетного механизма относятся:

    v бюджетное планирование и регулирование

    v нормативы

    v резервы

    v управления бюджетными средствами

    Бюджетное планирование и регулирование определяют финансовые возможности государства, относительно финансового обеспечения, развития экономики и их социальной сферы. Финансовые показатели обобщают доходы и расходы государственный долг, уровень инфляции и определяют уровень расходов бюджета на одного жителя и уровень налогов, которые уплачиваются одним работающим.

    Нормативы характеризуют определенный уровень обеспеченности расходов.

    Лимиты представляют собой определенное ограничение на расходы в интересах государства, субъектов хозяйствования и населения.

    Резервы призваны нейтрализовать действия непредвиденных факторов, которые могут возникнуть в будущем.

    К системам управления бюджетными средствами представляют собой государства в лице ее исполнительных и законодательных органов, которые устанавливают методы распределения национального дохода, формы денежных сбережений и направления использования бюджетных средств.

    К бюджетным методам регулирования экономических и социальных процессов относятся:

    v бюджетное финансирование

    v финансовая поддержка отдельных отраслей

    v образования специальных фондов и резервов

    Бюджетный процесс и его стадии

    Реализация законодательных и нормативных бюджетных актов, происходит путем составления, рассмотрения, утверждения, выполнения, контроля за выполнением и рассмотрение отчетов о выполнении бюджетов всех составных бюджетной системы.

    Бюджетный процесс - четко регламентированная последовательность действия связанных с составлением проектов бюджетов, рассмотрением и утверждением их, выполнением бюджетов и контроля за выполнением. Бюджетный процесс организовывается в соответствии с бюджетным кодексом и состоит из 2 частей:

    1. бюджетного планирования

    2. выполнение бюджета

    Бюджетное планирование - состоит из:

    · определения общего объема и источников формирования доходной части бюджета

    · объединение общего объема расходов бюджета и распределение их по группам и отраслям

    · сбалансирование бюджета. Сбалансирование в бюджетном планировании является самым ответственным этапом, так как оно предусматривает приведение в соответствие расходов к доходам.

    Оптимальным состоянием всех бюджетов является равность доходов и расходов. Превышение расходов над доходами является бюджетным дефицитом, который требует установления источников его покрытия.

    Процедура бюджетного клонирования - последовательность мероприятий по составлению и рассмотрению проекта бюджета. Эта процедура состоит из двух направлений:

    1. Составление проекта бюджета

    2. Рассмотрение проекта закона о государственном бюджете

    Составление проекта бюджета предусматривает:

    1. Верховная рада направляет президенту бюджетную революцию, в которой определяются основные направления бюджетной политики на следующий год.

    2. Министерство финансов на базе прогнозных макропоказателей экономического и социального развития разрабатывает прогнозный проект бюджета

    3. Министерство финансов направляются в показатели прогнозного проекта бюджета министерством, ведомством, и другим органом исполнительной власти.

    4. После согласования показателей министерство финансов составляет проект государственного бюджета.

    5. Министерство финансов предоставляет кабинету министров на рассмотрение проект, закона о государственном бюджете, где он одобряется и в последствии предоставляется президенту Украины.

    6. Президент предоставляет проект закона в верховную раду.

    Рассмотрение проекта закона о государственном бюджете, предусматривает:

    1. Рассмотрение проекта в комиссиях и комитетах верховной рады

    2. Министр финансов представляет доклад верховной раде по проекту закона и одновременно, председатель бюджетного комитета выступает с содокладом

    3. Проходит обсуждение на заседаниях верховной рады и принимается соответствующие решение о принятии.

    Выполнение бюджета предусматривает мобилизацию запланированных доходов и финансирование запланированных расходов. Ответственным за выполнение бюджета является кабинет министров, а оперативное руководство за выполнение бюджета возлагается на министерство финансов, государственную налоговую администрацию и государственное казначейство. Выполнение бюджета осуществляется на основании смет (роспись) доходов и расходов. Зачисление средств на счет бюджета и перечисления проводится через казначейскую систему самостоятельно

    Бюджетный механизм - составная часть финансового механизма, представленная совокупностью видов и форм организации бюджетных отношений, специфических методов мобилизации и использования бюджетных средств, принципов планирования и финансирования, условий и методов осуществления финансового контроля .

    Бюджетный механизм используется для целенаправленного воздействия на экономику через формы организации бюджетных отношений, методы мобилизации бюджетных средств, условия и принципы их расходования, и через величину бюджетных средств, мобилизуемых и используемых государством, его региональными структурами, органами местного самоуправления.

    В зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных отношений в структуре бюджетного механизма выделяют три звена:

    1) механизм мобилизации денежных средств в федеральный, региональные и местные бюджеты;

    2) механизм расходования бюджетных средств путем их предоставления юридическим и физическим лицам;

    3) механизм межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов.

    На построение бюджетного механизма существенное влияние оказывает бюджетное устройство страны.

    Бюджетный контроль - составная часть государственного финансового контроля, посредством которого обеспечивается проверка правильности формирования и использования бюджетных средств на всех стадиях бюджетного процесса .

    Цель бюджетного контроля - обеспечение наиболее полной мобилизации доходов в бюджеты всех уровней, целевое и эффективное использование бюджетных средств.

    При бюджетном контроле проверяется соблюдение законов и подзаконных актов, правильность и своевременность поступления налогов и других платежей в бюджет, соблюдение финансовой дисциплины и режима экономии в расходовании бюджетных средств.

    Объектами бюджетного контроля являются не только денежные средства, но и материальные и трудовые ресурсы предприятий и организаций, финансируемых из бюджета.

    Бюджетный контроль осуществляется соответствующими федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления и их контрольно-счетными органами, органами Федерального Казначейства РФ, региональными и муниципальными казначействами. налоговыми и таможенными органами, органами финансово-балансовой системы, ведомственного контроля.


    Законодательные (представительные) органы осуществляют контроль в ходе рассмотрения и утверждения бюджетов. Законодательные органы могут создавать контрольно-счетные органы (счетные палаты), основными задачами которых являются:

    а) контроль за своевременным исполнением доходов и расходов бюджетов по объему, структуре и целевому назначению;

    б) регулярное представление представительным органам власти информации о ходе исполнения бюджетов;

    в) анализ выявления отклонений от установленных показателей бюджета и подготовка предложений, направленных на их устранение;

    г) финансовая экспертиза проектов законов.

    Исполнительны органы государственной власти и органы местного самоуправления, т.е. Правительство РФ, правительство республик, входящих в состав Российской Федерации, администрации областей, краев, округов, городов, районов контролируют правильность использования предприятиями и организациями выделенных им из бюджета ассигнований.

    Ведущую роль в осуществлении бюджетного контроля со стороны исполнительных органов играют Минфин России и финансовые органы в регионах и на местах. Финансовые органы систематически контролируют составление и исполнение бюджетов, проверяют обоснованность проектов смет и расчетов к проекту бюджета, целесообразность выделения средств из бюджета в запланированных суммах, законность расходования бюджетных средств, состояние сметно-штатной дисциплины, бухгалтерского учета и отчетности у распорядителей и получателей бюджетных средств.

    Бюджетный контроль подразделяется на:

    1) предварительный;

    2) текущий;

    Бюджетный механизм

    Бюджетный механизм – совокупность различных форм организации отношений в бюджетной сфере, особенностей концентрации и расходования бюджетных средств, принципов проведения мер по планированию и финансированию, условий проведения мероприятий по финансовому контролю. Бюджетный механизм является составной частью общего финансового механизма государства.

    Бюджетный механизм используется для воздействия на конкретные отрасли экономики через:

    1) формы организации отношений в бюджетной сфере;

    2) методы концентрации бюджетных средств;

    3) принципы расходования бюджетных средств;

    4) объем средств бюджета, которые используются государством, регионами, органами местного самоуправления.

    В структуре бюджетного механизма определены три звена :

    1) концентрация денежных средств в бюджеты различных уровней;

    2) использование денежных средств бюджета юридическими и физическими лицами;

    3) распределение бюджетных средств между бюджетами различных уровней.

    Данные звенья бюджетного механизма функционируют при взаимодействии методов, способов, условий, объемов, движений бюджетных средств.

    Выделяют следующие блоки бюджетного механизма :

    1) блок планирования и прогнозирования бюджета;

    2) блок исполнения бюджета;

    3) блок бюджетного контроля.

    Каждый из вышеперечисленных блоков имеет свои собственные специфические методы, и с их помощью решаются поставленные задачи и достигаются желаемые цели.

    С помощью различных методов блока планирования бюджета составляются планы и прогнозы по осуществлению концентрации и расходования бюджетных средств. Причем планы и прогнозы составляются как на государственном, так и на региональном и местном уровнях. Бюджеты составляются в форме балансов доходной и расходной частей. Это позволяет оперативно управлять бюджетными отношениями на государственном, региональном и местном уровнях, а также для контроля за общим экономическим состоянием в стране или регионе. Сравнивая фактические и запланированные показатели по бюджету, можно проследить за изменениями в протекающих экономических и социальных процессах и вовремя принять необходимые решения, поставить задачи.

    В Российской Федерации, как и во всех федеративных государствах, существуют три функциональных звена бюджетной системы:

    1) федеральный бюджет;

    2) региональные бюджеты;

    3) местные бюджеты.

    Специфика каждого из звеньев бюджетной системы – в совокупности прав, возложенных на бюджетные организации того или иного уровня, отражаемых в бюджетном законодательстве.

    Таким образом, бюджетный механизм является основным инструментом регулирования финансовой ситуации в стране, а также в отдельно взятых регионах либо на местном уровне.