Возможна ли полная свобода личности от общества. Абсолютная свобода - полная вседозволенность

Для каждого человека предельно важно ощущать себя свободным и независимым от внешних обстоятельств и от других людей. Однако совсем непросто разобраться с тем, существует ли истинная свобода, или все наши действия обусловлены необходимостью.

Свобода и необходимость. Понятия и категории

Многие считают, что свобода - это возможность всегда поступать и действовать так, как захочется, следовать своим желаниям и не зависеть от чужого мнения. Однако такой подход к определению свободы в реальной жизни привел бы к произволу и ущемлению прав других людей. Именно поэтому в философии выделяется понятие необходимости.

Необходимость - это некоторые жизненные обстоятельства, которые сдерживают свободу и заставляют человека поступать согласно здравому смыслу и принятым в обществе нормам. Необходимость иногда противоречит нашим желаниям, тем не менее, задумываясь о последствиях своих действий, мы вынуждены ограничить свою свободу. Свобода и необходимость в человеческой деятельности - это категории философии, связь между которыми является предметом спора многих ученых.

Существует ли абсолютная свобода

Полная свобода подразумевает совершать абсолютно все, что ему захочется, независимо от того, причинят ли его поступки кому-либо вред и неудобства. Если бы все могли действовать согласно своим желаниям, не задумываясь о последствиях для других людей, в мире воцарился бы полный хаос. К примеру, если человеку захотелось иметь такой же телефон, как у коллеги, обладая полной свободой, он мог бы просто подойти и отнять его.

Именно поэтому обществом созданы определенные правила и нормы, ограничивающие вседозволенность. В современном мире регулируется, прежде всего, законом. Существуют и другие нормы, влияющие на поведение людей, например, этикет и субординация. Подобное действий дает человеку уверенность в том, что его права не будут ущемлены другими.

Связь свободы и необходимости

В философии с давних пор идут споры о том, как связаны между собой свобода и необходимость в Противоречат ли эти понятия друг другу или, наоборот, являются неразделимыми.

Свобода и необходимость в человеческой деятельности рассматриваются некоторыми учеными как взаимоисключающие друг друга понятия. С точки зрения приверженцев теории идеализма, свобода может существовать только в условиях, в которых она никем и ничем не ограничена. По их мнению, любые запреты делают для человека невозможным осознание и оценивание нравственных последствий его поступков.

Сторонники механического детерминизма, напротив, считают, что все события и действия в жизни человека обусловлены внешней необходимостью. Они полностью отрицают существование свободы воли и определяют необходимость как абсолютное и объективное понятие. По их мнению, все поступки, совершаемые людьми, не зависят от их желаний и заведомо предопределены.

Научный подход

С позиции научного подхода свобода и необходимость в человеческой деятельности тесным образом взаимосвязаны. Свобода определяется как познанная необходимость. Человек не в состоянии повлиять на объективные условия своей деятельности, однако при этом он может выбрать цель и средства ее достижения. Таким образом, свобода в деятельности человека представляет собой возможность сделать осознанный выбор. То есть принять то или иное решение.

Свобода и необходимость в человеческой деятельности не могут существовать друг без друга. В нашей жизни свобода проявляется как постоянная свобода выбора, необходимость же присутствует в качестве объективных обстоятельств, в которых человек вынужден действовать.

в повседневной жизни

Каждый день человеку предоставляется возможность выбирать. Практически каждую минуту мы принимаем решения в пользу того или иного варианта: встать утром пораньше или подольше поспать, съесть на завтрак что-то сытное или попить чай, идти на работу пешком или доехать на машине. Внешние обстоятельства при этом на наш выбор никак не влияют - человек руководствуется исключительно личными убеждениями и предпочтениями.

Свобода - это всегда относительное понятие. В зависимости от конкретных условий человек может обладать свободой или лишиться ее. Степень проявления также всегда различна. В одних обстоятельствах человек может выбирать цели и средства их достижения, в других - свобода заключается лишь в выборе способа приспособиться к действительности.

Связь с прогрессом

В древние времена у людей была довольно ограниченная свобода. Необходимость человеческой деятельности не всегда осознавалась. Люди зависели от природы, тайны которой не мог постичь человеческий разум. Существовала так называемая непознанная необходимость. Человек не был свободен, долгое время оставался рабом, слепо подчиняясь законам природы.

По мере развития науки люди нашли ответы на многие вопросы. Явления, которые раньше были для человека божественными, получили логичное объяснение. Поступки людей стали осмысленными, а причинно-следственные связи позволили осознать необходимость тех или иных действий. Чем выше прогресс общества, тем свободнее становится в нем человек. В современном мире в развитых странах границей свободы индивида являются лишь права других людей.

admin

Свобода и понятие «свободы» – извечный вопрос, актуальный во все времена. Свобода – весьма противоречивый жизненный аспект, вызывающий много суждений и споров, ведь реалии жизни таковы, что понятие «свобода» для каждого свое.

В то же время свобода личности – понятие многогранное. Свобода выражается в экономическом аспекте, в вольности действия. Есть и прочие виды свобод — политическая, духовная свобода и другие.

Мыслители и философы силились понять свободу, давая понятию различные трактовки.

Т. Гоббс считал, что смысл свободы в том, что у свободного человека нет препятствий к действию. И.Бентам полагал, что законы разрушают свободу. Экзистенциалисты утверждали, что человек свободен от рождения. Н.Бердяев – что человек изначально пребывает в свободе и вывести ее невозможно. Ж.П.Сатр видел смысл свободы в сохранение человеческой сущности.

Свобода или ответственность

Другой аспект свободы личности в необходимости и возможности. Человек несвободен в выборе условий, но вместе с этим человек и средств для ее осуществления.

Свобода – атрибут развития личности, но если у человека отсутствует ответственность за свободу выбора, это называется произволом.

Человек живет в социуме, его свобода сопоставляется со свободами других граждан, а значит, она характеризует конкретного индивида. Между понятиями «свобода» и понятием «ответственность» можно смело ставить знак равенства. Чем свободней человек чувствует себя в обществе, тем выше его ответственность за использование ее в обществе.

Теория основы

Филологическое определение свободы гласит, что его истоки уходят к санскритским корням, который звучит в переводе – любимый. Рассуждают о свободе и следующим образом: если человек самостоятельно способен выбирать, мыслить, и поступать по своему усмотрению – он свободен.

Чтобы понять свободу, следует познакомиться с двумя типами этого определения – волюнтаризма и фатализма.

Истоки свободы волюнтаристской говорят, что человек свободен от необходимости, от долга. Фатализм определяет свободу как дань. Человек ничего не изменяет, а принимает все как дань.

Фатализм определяет, что свобода непроизвольна и не позволена каждому, ведь человеческие действия ограничиваться рамками – природными, культурными, социально-историческими, политическими, уровнем развития личности или страны, в которой он родился. Она ограничивается объективными законами развития природы и общества, законами, которые человек не может отменить.

Другие определения — правовое понятие свободы заключается в том, что человек на законодательном уровне с четкими обоснованиями действа. К этому относится, свобода слова и т.д. Правовое понятие свободы трактуется как действия человека, которые не причиняют вред окружающим, когда человек подчиняется закону и установленным правилам.

Экономический аспект свободы определяет ее как занятие любым видом деятельности, принятие ответственности и риск за свой выбор, за свою деятельность.

Бывает ли безусловная свобода?

С рождения человек свободен и это право неотъемлемо от него. Человек растет, развивается, контактирует с окружающей средой, социумом. Внутренне ощущение свободы постепенно угасает, становится зависимым от обстоятельств и прочих факторов.

К сожалению или счастью для самого человека, абсолютной свободы нет. Потому что, даже живя отшельником, человек вынужден заботиться и о крове, и о пище и об одежде. Те, кто живут в цивилизации, тем более повинуются принятым законами нормам.

Как стать свободной личностью?

Свобода личности начинается с себя. Не обязательно освобождаться от любимых людей, вещей, хода событий и прочих жизненных объектов, напротив: нужно четко уяснить, что свобода исходит как бы изнутри человека. Важно давать внутреннюю установку.

Внутренне освобождение начинается со снятия ограничений, который подает разум и подсознание. Самый главный критерий для снятия ограничений – рациональность действий.
Освобождение от своих собственных инстинктов и рефлексов, разрешает человеку управлять ими, взять над ними власть. Более того, контролируя собственные рефлексы и инстинкты, человек получает «бонусы» — контроль и корректность собственного поведения в обществе, предотвращение неоднозначных действий.
Свободная личность не знает режима. Она чутко чувствует свой организм и прислушивается к нему. Нет необходимости придерживаться режима сна и питания, отдыха и прочего. Есть свобода вторичных рефлексов, а также их подконтрольность. За счет занятия такой позиции, индивид получает больше энергии от пищи, отдых его становиться более качественным, а производительность становится намного лучше.
Для личности важно быть свободным от комплексов, особенно от . Ведь по сути – это основная из свобод, на приобретение которой многие люди тратят много времени. Комплекс неполноценности энергозатратный, он «пожирает» индивида изнутри. Комплекс неполноценности рождается из негативного опыта, который человек скрывает в себе.

Свобода личности определяется в избавлении от власти эмоций. Настоящая свобода – это когда человек поступает не под действием собственных эмоций. Ведь попадая под их влияние, человек поступает неосознанно, порою плохо, часто в последствие, жалея о случившемся. После чего непременно порождается очередной комплекс. В случае свободы от эмоций, важно не переусердствовать. Чувства сами по себе прекрасны, иррациональное начало содвигает человека творить. Но если эмоции берут бразды правления над разумом, тогда возникает опасность для самого человека и его окружения.
Контролировать непросто, но необходимо, планомерно и не спеша. Для начала, как и в случае с комплексами, важно определить проблему и принять. Чтобы лучше понимать природу своих эмоций, нужно отстраниться от проблемы и смотреть на самого себя извне, как бы со стороны. Тогда наблюдающий сможет увидеть свои поступки, а также чрезмерное проявление чувств как зритель. Их можно будет рассудить логически, дать объяснение и оценку собственным поступкам. В какой-то момент, собственные действия станут нелепыми и смешными.
Еще одна свобода – свобода от логического парадокса – быть взрослым, не убив в себе ребенка. Ведь, по сути, дети не огранены, их рассудок не замусорен, у них нет предрассудков.

Как понять собственную свободу

Определить свободу личности можно, ответив честно, самому себе на пять вопросов:

Самостоятельный ли я человек? Может ли индивид самостоятельно развиваться, учиться и познавать новое, останавливается ли на достигнутом результате, движется ли вперед.
Занимаюсь ли я так, чтобы это стало источником постоянного дохода? Человек успешен тогда, когда все в жизни наполнено любовью, особенно работа. Если человек делает нелюбимую работу, он не счастлив однозначно. А несчастливый человек не обретает свободу, ведь он «окован» необходимостью или нуждой.
Свободно ли мое мышление от внешнего влияния? Может ли индивид самостоятельно мыслить, невзирая на обстоятельства и других людей.
Много ли я читаю книг? Книги – прекрасный источник для развития. Начать можно и с , можно постигать биографии знаменитых людей, которые при жизни . Это не прибавит свободы, но подскажет, в каком направлении двигаться.
, мыслями и чувствами? Человек, который чувствует и вместе с этим сам себе властелин – свободен.

Свободная личность делает то, что ей нравится, что ей хочется. Такая личность выделяется из толпы, она не похожа на других, ведь живет по своей определенной программе, которую не навязывают посторонние люди.

16 марта 2014, 14:38

Понятие свободы личности

свобода ответственность личность

Свобода личности есть понятие многоплановое: Экономическая свобода принятия экономических решений, свобода экономического действия. (индивид (и только он) вправе решать, какой вид деятельности для него предпочтительнее, в какой отрасли он проявит свою активность). Политическая такой набор гражданских прав, который обеспечивает нормальную жизнедеятельность индивида. (современное цивилизованное общество немыслимо без всеобщего равного избирательного права, справедливого национально-государственного устройства). Духовная свобода выбора мировоззрения, идеологии, свобода их пропаганды, свобода исповедовать любую религию, либо быть атеистом. Гносеологическая способность человека всё более масштабно и успешно действовать в результате познания закономерностей окружающего природного и социального мира.

Свобода и ответственность личности

Если брать более высокий аспект проблемы, то свобода всегда связана с необходимостью и возможностью. Люди невольны в выборе объективных условий, но они обладают известной свободой в выборе целей и средств их достижения. Свобода-атрибут личности. Но свобода без ответственности-это произвол. Поэтому ответственность является не в меньшей, а в большей степени атрибутом личности, ибо быть ответственным труднее, чем быть свободным. И чем значительнее и выше личность, тем выше и ответственность её перед собой и перед людьми. Свобода является лишь одной стороной, характеризующей социальный статус индивида. Она не может являться абсолютной, поскольку индивид не Робинзон: он живёт в обществе подобных ему, а посему его свобода должна быть соотнесена со свободой других индивидов. Таким образом, свобода является относительной, и из этой относительности исходят все демократически ориентированные правовые документы. Так, в Декларации ООН о правах человека подчеркивается, что права эти в ходе своей реализации не должны ущемлять права других индивидов. Относительный характер свободы находит своё отражение в ответственности личности перед другими личностями и обществом в целом. Зависимость между свободой и ответственностью личности прямо пропорциональна: чем больше свободы даёт человеку общество, тем больше его ответственность за пользование этими свободами. Ущемляя чужую свободу, человек сам рискует оказаться "в зоне дефицита свободы". В одной французской легенде рассказывается о суде над человеком, который размахивая руками, нечаянно разбил нос другому человеку. Обвиняемый оправдывался тем, что его никто не может лишить свободы размахивать своими собственными руками. Судебное решение по этому поводу гласило: "Обвиняемый виновен, так как свобода одного человека размахивать руками кончается там, где начинается нос другого человека". Так что в обществе всегда надо согласовывать свои действия с интересами других людей, с интересами окружающего сообщества. Абстрактной, как и абсолютной, свободы нет; свобода всегда конкретна. Свобода личности составляет единый комплекс с правами членов общества. Нельзя отрывать политико-юридические права-свободу совести, убеждений и пр. от прав социально-экономических-на труд, на отдых, бесплатное образование, медицинскую помощь и.п. Личность-это общественно развитый человек, между обществом и личностью существует неразрывная связь.

смотреть на рефераты похожие на "Свобода человека в обществе"

Свобода человека в обществе

В современных условиях и условиях ускоренного развития цивилизации роль личности в обществе становится все значительнее, в связи с этим все чаще возникает проблема свободы и ответственности личности перед обществом.

Первая попытка обоснования точки зрения объяснения взаимосвязи свободы и необходимости ее признания их органической взаимосвязи принадлежит
Спинозе, который определил свободу, как осознанную необходимость.

Развернутая концепция диалектического единства свободы и необходимости с идеалистических позиций была дана Гегелем. Научное, диалектико- материалистическое решение проблемы свободы и необходимости исходит из признания объективной необходимости как первичного, а воли и сознания человека - как вторичного производного.

В обществе свобода личности ограничивается интересами общества. Каждый человек - индивид, его желания и интересы не всегда совпадают с интересами общества. В этом случае личность под воздействием общественных законов должна поступать в отдельных случаях так, чтобы не нарушать интересов общества, в противном случае ему грозит наказание от имени общества.

В современных условиях, в эпоху развития демократии проблема свободы личности становится все глобальнее. Она решается на уровне международных организаций в виде законодательных актов о правах и свободах личности, которые в настоящее время становятся в основу любой политики и тщательно охраняются.

Однако не все проблемы свободы личности решены в России и во всем мире, так как это одна из самых тяжелых задач. Личности в обществе на данный момент исчисляются миллиардами и каждую минуту на земле сталкиваются их интересы, права и свободы.

Неразделимы и такие понятия как свобода и ответственность, так как свобода не вседозволенность, за нарушение чужих прав и свобод личность несет ответственность перед обществом по закону, принятому обществом.

Ответственность - это категория этики и права, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу, человечеству в целом. Построение современного общества, внедрение сознательного начала в социальную жизнь, приобщение народных масс к самостоятельному управлению обществом и историческому созиданию резко увеличивает меру личной свободы и одновременно социальной и моральной ответственности каждого.

В праве гражданская, административная и уголовная ответственность устанавливается не формальным путем выяснения состава преступления, но и с учетом воспитания правонарушителя, его жизни и деятельности, степени сознания вины и возможности исправления в дальнейшем. Это сближает правовую ответственность с моральной, то есть осознание индивидом интересов общества в целом и в конечном счете понимания законов поступательного развития истории.

Соблюдение прав и свобод личности и ответственность перед законом за совершенное преступление - является одним из признаков правового государства.

Развитие человеческой цивилизации требует и цивилизованного развития права, поэтому возникла концепция правового государства как определяющая любую государственность. Прошло время правового беспредела, когда права и свободы личности ничем не гарантировались и не защищались. Общество имеет новые пути правового обустройства человека, который будет уверен в завтрашнем дне, будет смело идти по жизни.

Правовое государство гарантирует личности его права и свободы и их правовую защиту - важнейший принцип. Следующий принцип - подчинение только закону и деятельность на основании закона, принятого обществом в условиях полной демократии.

Правовое государство является своего рода сочетанием свободы и ответственности, когда человек полностью свободен в моральном и правовом смысле с одной стороны, а за совершение преступления наступает ответственность - с другой стороны.

Правовое государство и народовластие - это неразделимые понятия, управление и самоуправление народных масс, подотчетность выборных органов своим избирателям и смена этих органов при несправлении с возложенными на них обязанностями и задачами, нарушением ими закона.

Правовое государство предполагает закрепление интересов личности на первом месте, устраняет неравноправие наций, ставит на одну линию мужчину и женщину, создает все условия для абсолютного равенства всех членов общества перед законом независимо от происхождения, положения в обществе.

Конституция России поставила интересы личности на первое место.
Первоочередная задача для правоохранительных органов - охрана личного, государственного и общественного имущества, установила статус личности, гарантии прав и свобод. Это подчеркивает возрастающую роль личности в современных условиях для ее развития в обществе.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Индийскому революционеру Махатме Ганди принадлежат следующие слова: «Умение прощать - свойство сильных. Слабые никогда не прощают».

Делить людей на сильных и слабых может показаться неуместным. Ведь невозможно точно определить, в чём заключается критерий оценки. Однако есть одно предположение.

Слабый человек - тот, который не способен быть . Он полон страхов, избегает ответственности и живёт ошибками прошлого. Сильному это не свойственно. Он хочет только одного - наполнять жизнь счастьем для себя и близких.

У этих двух групп мало общего, но много отличий. Большинство из них заключается в отношении к жизни и поступках, на которые не способна слабая личность. Об этом я и расскажу сегодня.

1. Извинение

Просить прощения неловко. Когда мы это делаем, приходится признавать свою неправоту, а это бьёт по самолюбию. Но те, у кого всё-таки , обретают спокойствие и силу духа. И вот почему.

Боль, которую причиняет человек, не исчезает бесследно. Это верно для обеих сторон, хоть слабые люди и уверены в обратном. Они цепляют за живое, уходят, но начинают страдать от неврозов: «Почему я так поступил? Почему ничего не исправил?» И в итоге мучаются больше тех, кого обидели.

Не бойтесь просить прощения.

Это делает нас человечнее в глазах других и приносит обоюдное спокойствие. Но не стоит торопиться с поисками тех, перед кем вы провинились. Для начала достаточно прямо признаться себе, что в чём-то вы могли оказаться неправы.

2. Просьба о помощи

Просить о помощи так же трудно, как и извиняться. Эти пункты неразрывно связаны. Просьба вынуждает человека признать, что он не знает, как справиться с проблемой. Однако, если мы поступили неправильно, стоит попросить помощи у тех, кто может нас направить.

Всё дело в том, к кому обратиться с вопросом. Если хотите получить прагматичный совет - обратитесь к профессионалу. Но если вас просто беспокоят сомнения, поговорите с близким человеком, который выслушает вашу историю. Возможно, вместе вы найдёте .

Просить о помощи - значит не бояться своих недостатков. Поэтому, если не знаете как поступить, - спросите. Не обязательно следовать каждому совету, достаточно посмотреть на проблему чужими глазами.

3. Оптимизм

«Серые дороги, серое небо, серые лица» - так мои знакомые описывают городские пейзажи. И нечасто там встречаются люди с искренней улыбкой - просто потому, что они хотят сделать приятное окружающим, а не потому, что получили зарплату.

Оптимизм даётся нелегко. Именно поэтому придерживаются такого взгляда на жизнь только сильные люди.

Их секрет в опорах хорошего настроения: мыслях, предметах, людях, которые в любую секунду могут поднять боевой дух. Чтобы создать такие опоры, стоит регулярно задаваться вопросом: «Что делает меня счастливым?»

А чтобы эти опоры не смыло волной уныния, нужно поменьше обращаться к главным источникам всех беспокойств - прошлому и будущему. Ведь и то, и другое - это всего лишь мысли в настоящем. Значит, если искать источник вдохновения в , прошлое и будущее всегда будут счастливыми.

К сожалению, это не гарантирует, что вы больше не будете страдать. Но в этом главное отличие сильной личности от слабой: у сильной надежда есть всегда.

4. Искренность

«По профессии я пожарный, и я боюсь, что придёт день, когда я не буду таким храбрым, как должен».

Вы удивитесь, когда узнаете, как много проблем можно избежать, если вовремя решиться быть искренним.

5. Свобода и ответственность

Вот что Константин Райкин сказал однажды о свободе:

«Свобода внешняя подразумевает очень много „нельзя“ внутри: нельзя воровать, нельзя хамить. И не потому, что кто-то запретил, а потому, что ты сам так решил».

Быть свободным может только сильная личность, потому что свобода подразумевает и обязательства. Вам нужно постоянно напоминать себе о том, что вы можете или не можете делать. Согласен, это парадоксально, но можно ли быть свободным, например, от гражданской или родительской ответственности?

Если вы хотите быть свободным, решите, каким обязательствам следуете, каковы ваши принципы, ценности, которых вы придерживаетесь. Слабые личности не делают этого, они поддаются влиянию внешнего мира и называют свободой то, что выбрали за них.

Другими словами, чтобы стать свободным, нужно подчиняться своим ценностям.

В заключение

У качеств и действий, которые я перечислил, есть общая черта - их приобретение или совершение требует усилий. Чтобы извиниться, нужно перебороть своё эго. Чтобы сохранять оптимизм - противостоять внешним раздражителям. Чтобы быть свободным - строго следовать своим убеждениям.

Это подтверждает мысль о том, что всё стоящее в жизни мы получаем не просто так. Ради этого приходится бороться и чем-то жертвовать. Но если вы готовы работать над собой, результат не заставит себя ждать.