Предмет и виды экскурсионной методики. Понятие экскурсионной методики

Методика проведения экскурсии - это совокупность, как заведено, используемых при ведении экскурсии приемов, которые призваны отыскать путь более обычного и совместно с тем, как всем известно, действенного заслуги цели экскурсии, посодействовать экскурсантам легче и прочнее наконец-то усвоить содержание экскурсии.

Методические приемы проведения экскурсии разделяются на общие, личные и единичные. Вообразите себе один факт о том, что общие приемы являются, как заведено, основой проведения, как всем известно, хоть какой экскурсии независимо от ее темы, состава, как заведено, экскурсионной группы. Надо сказать то, что личными, в конце концов, числятся те приемы, которые употребляются в экскурсиях, как большинство из нас привыкло говорить, определенного вида (производственных, музейных, природоведческих, транспортных, пешеходных), либо в экскурсиях, проводимых для определенной, как люди привыкли выражаться, экскурсионной аудитории (малышей, молодежи, взрослых). Не для кого не секрет то, что личные методики, делая упор на главные требования экскурсионной методики, развивают и конкретизируют более, как многие выражаются, действенные приемы проведения экскурсий данного вида. Все знают то, что в конце концов, единичные приемы являются, как мы с вами постоянно говорим, неповторимыми методами наблюдения какого-нибудь, как многие выражаются, 1-го объекта либо рассказа о нем, к примеру показ строения, стоящего на берегу водоема, которое в летний погожий день, наконец, отражается на его поверхности. И даже не надо и говорить о том, что такие приемы, обычно, являются интеллектуальной собственностью 1-го экскурсовода не, наконец, используются всеми, кто, стало быть, проводит подобные экскурсии. И действительно, к единичным приемам относятся и те, внедрение которых ограничено, как мы выражаемся, определенным временем года либо дня.

Экскурсионная методика рассматривается в нескольких аспектах: как основа профессионального мастерства экскурсоводов; как механизм, совершенствующий «подачу» материала; как процесс упорядочения деятельности экскурсовода. Методика помогает экскурсантам увидеть, запомнить и понять значительно больше, чем на лекции, раскрывающей ту же тему. Так происходит потому, что методика лектора в значительной своей части основана на разного рода сообщениях и описаниях, лекционный рассказ ведётся в отрыве от объектов описания.

Экскурсионная методика состоит из нескольких самостоятельных, связанных друг с другом частей:

  • - методики разработки новой для данного бюро темы;
  • - методики разработки экскурсоводом новой для него темы, но уже разработанной в данном бюро;
  • - методики подготовки экскурсовода к проведению очередной экскурсии;
  • - методики проведения экскурсии;
  • - методики послеэкскурсионной работы.

Аспекты экскурсионной методики: основа профессионального мастерства экскурсовода, механизм подачи материала, процесс упорядочения деятельности экскурсовода в ходе подготовки и проведения экскурсии.

Экскурсионная методика связана с такими понятиями как рассказ и показ. На вопрос о соотношении показа и рассказа в экскурсии методика дает однозначный ответ: от показа к рассказу. Начинать следует с показа, со зрительных или иных (осязательных, обонятельных) впечатлений, а затем уже вводить рассказ. Методика учитывает способность объекта привлекать внимание, использует различные средства усиления внимания экскурсантов.

Еще одна задача методики - подсказать наиболее эффективное использование методических приемов ведения экскурсии. Экскурсионная методика учитывает вопросы эмоционального воздействия на экскурсантов.

Предметом экскурсионной методики является целенаправленное изучение, систематизация, формулирование, разъяснение и применение на практике средств и методов воспитания и обучения, а также методических приёмов, при помощи которых работники экскурсионных учреждений осуществляют свою деятельность. Экскурсионная методика обобщает опыт проведения экскурсий, разрабатывает и предлагает такие методические приёмы, которые оправдали себя на практике и обеспечивают наивысшую эффективность раскрытия и восприятия темы.

В главе рассматриваются экскурсионные методики, технология подготовки новой экскурсии, подготовка текстов экскурсии и комплектование «портфеля экскурсовода», прием (сдача) и утверждение экскурсии

ОБЩИЕ И ЧАСТНЫЕ ЭКСКУРСИОННЫЕ МЕТОДИКИ

Методика как совокупность способов целесообразного проведения работы направлена на достижение поставленной цели и решение задач, представляет совокупность конкретных методических приемов проведения экскурсий на определенную тему и для определенной группы.

Общая методика охватывает способы обучения и требования, которые служат основой при проведении экскурсий (последовательность и четкость изложения материала, его доступность для аудитории).

Частная методика определяет способы и приемы обучения и воспитания, приемы наблюдения и исследования объектов. Частная методика связана с конкретной экскурсией, служит основой определенного вида экскурсионной деятельности.

Экскурсионная методика как частная методика связана с процессом распространения знаний на основе одной формы работы с совокупностью требований и правил, предъявляемых к экскурсии, сумму методических приемов подготовки и проведения экскурсий на различные темы и для различных групп людей.

Экскурсионную методику рассматривают: 1) как основу профессионального мастерства экскурсоводов; 2) как процесс упорядочения деятельности экскурсовода. Экскурсионная методика помогает экскурсоводу в короткое время переместить в сознание экскурсантов большой объем знаний, она помогает увидеть, запомнить и понять больше, чем на лекции.

Методика экскурсии построена на общении экскурсантов с объектами, на анализе, зрительных сравнениях с учетом использования органов чувств экскурсантов. Экскурсионная методика опирается на философию, систему идей, взглядов на окружающий нас мир и места в нем человека. Методика основывается на диалектике, теории познания и логике. Диалектика позволяет освещать материал в экскурсии с необходимой глубиной, правильно оценивать исторические события, явления и факты, делать обоснованные выводы по теме. Теория познания помогает глубже разобраться в сложных процессах, происходящих в природе, обществе, руководствоваться научными знаниями в практической деятельности.

Экскурсионная методика исходит из того, что экскурсия - это диалектическое единство содержания, средств, форм и специфического метода воздействия на аудиторию. Воздействие производится с учетом особенностей, запросов и интересов различных групп населения.

Предмет экскурсионной методики - целенаправленное изучение, систематизация, формулирование, разъяснение и применение на практике средств и методов воспитания и обучения, а также методических приемов, при помощи которых работники экскурсионных бюро осуществляют свою деятельность.

Экскурсионная методика обобщает опыт проведения экскурсии, разрабатывает и предлагает такие методические приемы, которые оправдали себя на практике и обеспечивают эффективность раскрытия и восприятия темы. Экскурсионная методика взаимосвязана с методическими приемами экскурсий, при проведении которых используются такие принципы, как наглядность, научность, систематичность, доступность, убедительность. Экскурсионная методика сложна в таких вопросах, как определение и практическое использование приемов показа объектов. Методика показа носит оригинальный характер. Рассказ на экскурсии - это формы устной речи: справка, беседа, описание, объяснение, комментирование и литературный монтаж. Методические приемы в рассказе экскурсовода заимствуются из арсенала лекторского искусства.

Методика экскурсионной работы включает: 1) цель и задачи проведения экскурсии; 2) содержание экскурсии; 3) методические приемы экскурсии; 4) обеспечение интереса экскурсантов.

Экскурсионная методика состоит из ряда методик, касающихся разработки новой темы, разработки экскурсоводом новой для него темы, подготовки экскурсовода к проведению экскурсии, проведения экскурсии; методики послеэкскурсионной работы.

В свою очередь, методика проведения экскурсии состоит из методики показа и методики рассказа. В методике показа выделяют использование «портфеля экскурсовода» и технических средств пропаганды; наблюдение, изучение и исследование объектов. Экскурсионная методика как совокупность названных частей имеет свои особенности применительно к видам экскурсий (городской, загородной, производственной, музейной) и каждой теме. Эти особенности определяются задачами, которые поставлены перед экскурсией, а также целевой установкой (например, расширение культурного кругозора взрослых или профессиональная ориентация подростков). Особенности определяются также видом экскурсии, ее темой, составом группы. Имеются различия в методике проведения экскурсий для обычной аудитории, а также для пешеходных и автобусных экскурсий.

Экскурсионная методика связана с такими понятиями, как показ и рассказ - основными элементами экскурсии, видами деятельности экскурсовода. Методика показа - большая часть экскурсионной методики по объему и сложности подготовки и осуществления. Методика рассказа - меньшая часть методики - подчинена методике показа, которая сложна, оригинальна.

Методика предъявляет требования к экскурсионному процессу, его организации и содержанию. Работа по подготовке и проведению экскурсий строится в соответствии с требованиями экскурсионной методики к отбору экскурсионных объектов. Для наблюдения отбирают объекты, имеющие отношение к теме. Методика требует логической последовательности в показе объектов на маршруте, выделения и использования пауз между объектами, нейтрализации отвлекающих раздражителей (уличного шума, посторонних разговоров, второстепенных объектов).

При построении маршрута обеспечивается экономия времени в передвижении экскурсионной группы между объектами. Одно из требований методики - обеспечение непрерывности экскурсии как процесса усвоения знаний, воздействие материала на экскурсантов в течение 180 мин, отведенных на ее проведение (четырехчасовая тематическая экскурсия на автобусе):

Построение экскурсии по схеме повышает познавательность экскурсионного материала. По методике показ и рассказ предусматривают в одном случае их сочетание, в другом - чередование, в третьем отсутствие обоих элементов. На практике используются четыре варианта показа и рассказа, они зависят от темы, расположения объектов на маршруте, состава экскурсантов.

  • 1 вариант - показ и рассказ - экскурсанты наблюдают объекты.
  • 2 вариант - рассказ - экскурсовод излагает материал.
  • 3 вариант - показ - экскурсанты изучают объекты под руководством экскурсовода.
  • 4 вариант - экскурсанты самостоятельно усваивают полученные знания.

Практика показывает, что монолог экскурсовода не способствует эффективному восприятию материала. Экскурсантам необходимо осмыслить увиденное, сравнить наблюдаемый объект с ранее виденным, лучше усвоить увиденное и услышанное. Паузы необходимы и экскурсоводу для кратковременного отдыха. Не следует использовать время перерывов для обмена впечатлениями об экскурсии, обсуждения увиденного и услышанного, что разрушает «ткань» экскурсии, возбуждает аудиторию, снижает уровень восприятия материала.

Когда внимание к рассказу ослабевает, экскурсоводу надо вводить новый объект показа или сообщить о подробностях исторического события, сократить на несколько минут пребывание на остановке и продолжить движение по маршруту. Если внимание экскурсантов ослабевает, надо остановить движение, выйти из автобуса и осмотреть, например, памятник. Чтобы сохранить внимание экскурсантов, им можно предложить прослушивание звукозаписи, показ слайдов из «портфеля экскурсовода». В первые минуты внимание экскурсантов обеспечивается их интересом к теме. Затем оно поддерживается увлекательным рассказом об экзотичности объектов. Чтобы повысить внимание экскурсантов, экскурсовод может предложить, например, выявить интересные детали в памятнике, переключить обзор на другой объект.

Важным является эмоциональность экскурсовода, его жесты и мимика, расстановка группы у объекта, использование звуковых устройств, использование пауз между объектами, логики в изложении содержания темы экскурсии, продолжительность, форма, связь рассказа с показом. Задача рассказа - подготовить экскурсантов к наблюдению объекта. Один объект экскурсанты будут наблюдать 10-15 мин, другой - 2-3 мин. Продолжительность пояснений, справок, цитат, литературного монтажа не должна быть длительной.

Начинают экскурсию с показа, со зрительных или иных впечатлений, затем идет рассказ. Показ опережает рассказ. Иногда экскурсовод предлагает экскурсантам смотреть объект, что является началом показа. Логический переход - это так называемый словеснозрительный мостик. Форма и структура рассказа зависит от значимости и места расположения объекта. В начале, например, дается анализ картины, затем характеристика художника, эпохи, когда он жил и творил. Однако на экскурсии рассказ сопровождается показом. Надо добиться того, чтобы экскурсант и познакомился с объектами, и правильно их воспринял, дал им объективную оценку. Надо воздействовать на эмоции участников, вызывая у них радость, восхищение, гордость, возмущение, гнев.

Пути повышения качества методической работы с экскурсантами:

  • 1) систематическое обновление знаний методистами и экскурсоводами, участие в теоретических, методических и научно-практических конференциях, семинарах;
  • 2) разработка контрольного текста, «портфеля экскурсовода» как основы высокого качества ведения экскурсий;
  • 3) разработка технологии использования методических приемов показа и рассказа с учетом особенностей экскурсионных тем и экскурсантов;
  • 4) эффективное использование методических приемов проведения экскурсий;
  • 5) высокопрофессиональная техника ведения экскурсий;
  • 6) установление и сохранение контактов между экскурсоводом и экскурсантами, владение основами психологии и логики.

При подготовке и проведении экскурсии надо умело сочетать показ, рассказ и организацию экскурсионного процесса.

Экскурсия как метод обучения на этапе НОО. Цели и задачи. Типы экскурсий и их практическое применение в различных областях знаний.

Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности уже в начальной школе является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные методы познания: наблюдение, опыты, обсуждение различных мнений, предположения, учебный диалог и т. д.

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Одной из форм обучения в начальной школе является экскурсия.

Экскурсия это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, но проводимая вне школы. Экскурсия включается в систему уроков и является важной частью учебного процесса. Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет знания учащихся.

Экскурсионный метод относится к комплексным методам, которые дают возможность сосредоточить внимание на не отдельных элементах знания, а на жизненных явлениях, взятых в целом, во всей их сложности, в процессе развития. Требования этого метода состоят в следующем: выявить связи между отдельными сторонами предметов и явлений, выбрать в наблюдаемых объектах самое важное, существенное и вокруг изучения его концентрировать весь материал; увязывать вновь изучаемый материал с опытом и знаниями экскурсантов. В основе экскурсионного метода лежат наглядность, обязательное сочетание показа с рассказом.


В процессе педагогической и культурно-воспитательной деятельности метод является основой получения новых знаний и формирования нравственных качеств человека. Метод для деятельности не может быть избран произвольно. Главное требование к методу - он должен обеспечить достижение цели с наибольшей эффективностью и наименьшими затратами ресурсов.

Экскурсионный метод имеет ряд особенностей:

а) в основе любой учебной экскурсии лежит экскурсионный метод сообщения знаний;

б) показ и рассказ являются важными элементами экскурсии;

в) движение - один из основных признаков экскурсии;

г) экскурсия на основе деятельностного подхода предполагает организацию активной учащихся, направленную на самостоятельное открытие нового знания.

Современная классификация экскурсий:

· По содержанию : обзорные и тематические .

Обзорные экскурсии , как правило, многотемны («Прошлое, настоящее и будущее села», «Село на пяти холмах»), где используется исторический и современный материал. Примером обзорной природоведческой экскурсии может служить экскурсия в лес под названием «Войди в природу другом», которая раскрывает лес как сообщество растительного и животного мира.

Тематическая экскурсия посвящена одной теме («В гости к зеленому другу», «Зеленая »).

· По особенностям организации познавательной деятельности : иллюстративные и исследовательские .

· По учебной цели : вводные (по курсу или теме), текущие (по мере изучения темы) и обобщающие (после изучения темы).

· По тематике все экскурсии можно разделить на группы:

Ознакомление с многообразием органического мира, наблюдение за явлениями природы в различное время года, исследование объектов живой природы;

Ориентирование на местности, ознакомление с формами земной поверхности, исследование объектов неживой природы;

Экологические экскурсии;

Экскурсии в краеведческий музей, на выставки, производства.

Экскурсия - это вид учебной работы, при котором обучение проводится на натуральном естественном или производственном объекте вне границ школы, или класса.

Экскурсия является организованной формой обучения и одновременно методом обучения.

Учебное значение экскурсии заключается в том, что во время экскурсии осуществляется реализация дидактических принципов связи с жизнью, политехнической учебы, наглядности и т.п.

Во время экскурсии ученики знакомятся с производственными объектами, разными производственными профессиями, учатся находить действие физических законов в разных природных явлениях, знакомятся с физическими приборами и измерительными инструментами, которые применяются в научно-исследовательских лабораториях и на производстве.

Экскурсии, как метод обучения и форма организации занятий зародились в начале XX века. На данное время выработана система экскурсий и методика их проведения.

Как метод экскурсия принадлежит к иллюстративному методу обучения, в котором ученики практически не влияют на наблюдаемый объект или явление, процесс.

Программою предусмотрено проведение экскурсий в каждом классе (2-4 час.). В учебных программах по каждому предмету должен устанавливаться обязательный перечень экскурсий и их содержание.

Содержание экскурсий определяется соответствующими темами тех или иных предметов, изучаемых в начальной школе и отличается рядом специфических особенностей. Каждая экскурсия органически входит в систему уроков темы, занимая определенное место в этой системе. Уроки подготавливают учащихся к экскурсии, а в экскурсии расширяют и конкретизируют знания. Так, экскурсия по «Окружающему миру» может включать в себя сбор различных растений и подготовку школьного гербария. В этом случае потребуется обработка собранного материала и его упорядочение. Историко-литературные экскурсии могут включать в себя встречи с участниками тех или иных исторических событий, писателями и т.д. Иным может быть и подведение итогов. Они могут выражаться в форме письменных отчетов, сочинений, конференций, а также путем организации выставок и т.д. Э скурсии представляют собой своеобразный урок в условиях непосредственного общения с природой или преобразованной трудом человека окружающей социоприродной средой. Они позволяют расширить рамки традиционного урока и позволяют учащимся значительно расширить, познать и углубить полученные на уроках знания, превратить их в освоение учащимися практических умений и навыков, обеспечивают получение дополнительных знаний и умений в различных областях науки.

Конечно, экскурсия не должна быть сухим продолжением урока. В связи с этим в план экскурсии всегда должны быть включены элементы игры, наблюдений, эксперименты. Ведь никакой доклад, никакая беседа не могут заинтересовать так, как умело проведенная экскурсия.

Всем известен тот факт, что каждый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – нормальное, естественное состояние ребёнка.

Экскурсия как метод обучения ориентирован как на индивидуальную, так и групповую самостоятельную деятельность учащихся и позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью.

В современном мире технологий результатом экскурсии может быть выпуск фильма, презентации, компьютерного альбома, выставка работ.

Китайская пословица гласит :
То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю!

Экскурсионная теория

Важным качеством экскурсии, является ее научный характер. Задача экскурсии – способствовать распространению научных знаний, обеспечить высокий уровень изложения материала. Содержание экскурсии должно излагаться в соответствии с данными современной науки. Все факты, события, теоретические положения, рассматриваемые на экскурсии, дают в научной трактовке, освещают с учетом достижений отраслей современной науки, к которым они имеют отношение. Факты и события должны получить объективную научную оценку.

В дословном переводе греческое слово «теория» означает наблюдение, рассмотрение, исследование. Этот термин рассматривается в нескольких значениях:

1) теория – обобщение опыта, общественной производной практики, в котором находят отражение объективные закономерности развития природы и общества;

2) теория - совокупность обобщенных положений, образующих определенную науку или один из ее разделов;

3) теория – система идей в одной из отраслей знаний;

4) теория – высшая, самая развития форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях существующих связей определенной области.

Когда мы рассматриваем вопросы экскурсионной теории, то:

Моделируем, какой в идеале должна быть экскурсия

Изучаем механизм воздействия экскурсии на сознание человека;

Предполагаем осмысление, использование основных закономерностей и особенностей экскурсии;

Определяем критерии качества экскурсий, средства повышения качества их эффективности;

Формулируем теоретические основы экскурсионного дела.

Итак, изучение вопросов экскурсионной теории позволяет представить средства повышения эффективности экскурсий; механизм воздействия экскурсии на сознание людей: предполагает осмысленное, с учетом сложившейся практики ведения экскурсий, использование основных закономерностей и особенностей экскурсий.

Экскурсионная теория – это общая сумма теоретических положений, которые служат основой экскурсионного дела, определяют главные направления его развития и совершенствования.

Экскурсионная теория – это совокупность понятий: функции экскурсии, ее основные признаки и аспекты, особенности показа и рассказа, экскурсионный метод, классификация экскурсий, основы профессионального мастерства экскурсовода.

Свое название методика получила от греческого слова «метод», что в буквальном переводе означает: «путь к чему- либо», а также путь исследования или познания; теория; учение.

Методика в широком смысле слова - совокупность способов целесообразного проведения той или иной работы, решения какой-либо задачи, достижения поставленной цели, а в более узком смысле представляет собой совокупность конкретных методических приемов проведения лекций, бесед, экскурсий на определенную тему и для определенной группы.



Методика экскурсии построена на общении экскурсантов с объектами, различных видах анализа, зрительных сравнениях, с учетом возможности использования всех органов чувств экскурсантов.

Овладение экскурсионной методикой означает не только усвоение научных основ, приемов, но и ее творческое применение экскурсоводом, которое не терпит шаблона, готовых решений.

Значительную роль играют творческие способности экскурсовода, раскрывающиеся в процессе подготовки и проведения экскурсии.

Общая экскурсионная методика состоит из двух главных разделов:

а) подготовка экскурсии;

б) проведение экскурсии.

Методика экскурсионной работы отвечает на следующие вопросы :

1. Для чего подготовлена и проводится экскурсия (цель, задачи)?

2, Какие вопросы освещаются на экскурсии (чему посвящено ее содержание)?

3. Как проводить экскурсию (методические приемы)?

Основой для экскурсионной методики служат два понятия – показ и рассказ. С одной стороны, это название двух основных элементов экскурсии, которые раскрывают тему, с другой, – два самостоятельных раздела методики подготовки и проведения экскурсий и, наконец, это два целенаправленных вида деятельности экскурсовода.

Методика в широком смысле слова - это совокупность способов целесообразного проведения той или иной работы, достижение поставленной цели с наибольшей эффективностью наименьшими трудовыми затратами. Методика в узком смысле представляет собой совокупность конкретных методических приемов проведения какого-либо мероприятия.

Методику разделяют на общую и частную. Общая методика охватывает способы обучения и требования, которые служат основой изучения многих наук. Частная методика связана с конкретной наукой и служит основой определенного вида деятельности.

Экскурсионная методика представляет собой частную методику, которая связана с процессом распространения разного рода знаний (научных, культурных, политических и др.) на основе такой активной формы культурно-просветительной работы, как экскурсия. Таким образом, экскурсионная методика - это совокупность требований и правил, предъявляемых к экскурсии, а также сумма методических приемов подготовки и проведения экскурсий разных видов, на различные темы и для разных групп людей.

Поскольку любая методика заключается в умении производить определенную деятельность в четком соответствии с утвержденными правилами, требованиями и рекомендациями, то на практике применение экскурсионной методики - это сумма определенных умений и навыков вести экскурсионную работу: разрабатывать новую экскурсию, готовить проведение очередной экскурсии, проводить экскурсию по рекомендованной технологии и др. На основании этого экскурсионная методика состоит из нескольких самостоятельных, однако связанных друг с другом частей:

Методика разработки экскурсоводом новой для него, но уже разработанной в данном экскурсионном учреждении темы;
. методика разработки новой для данного экскурсионного учреждения темы;
. методика подготовки экскурсовода к проведению очередной экскурсии;
. методика послеэкскурсионной работы.

Экскурсионная методика как совокупность названных частей имеет свои особенности, которые обусловлены темой, целью, видом экскурсии, составом группы экскурсантов, средством передвижения на экскурсии и многими другими факторами.

К настоящему времени наиболее глубоко и полно разработана методика подготовки и проведения экскурсии. Методика подготовки экскурсии состоит из ряда этапов, расположенных в определенной последовательности, и будет рассмотрена ниже. Методика проведения экскурсии складывается из методики показа и методики рассказа. Методика показа - это большая по объему и сложности подготовки осуществления часть экскурсионной методики. Методика рассказа - это меньшая часть, носящая по отношению к первой части подчиненный характер.

В своей деятельности работники экскурсионного учреждения должны руководствоваться требованиями экскурсионной методики. Помимо требований, предъявляемых к конкретным этапам подготовки и проведения экскурсии (к отбору экскурсионных объектов, к необходимости учитывать особенности восприятия материала на экскурсии и т. п.), предъявляются требования к экскурсионному процессу в целом: 1) объединить подтемы экскурсии в единое, логически связанное целое; 2) обеспечить непрерывность экскурсии, то есть непрерывность воздействия экскурсионного материала на экскурсантов; 3) обеспечить формирование интереса экскурсантов к теме экскурсии до начала показа и рассказа и поддержание интереса в процессе экскурсии; 4) правильно сочетать экскурсионный показ и рассказ, обеспечив преобладание показа в экскурсии; 5) выполнить все рекомендации, изложенные в методических документах; 6) тщательно отбирать и выверять приемы показа и рассказа и добиваться того, чтобы они применялись свободно и естественно, чтобы экскурсанты не «видели» самого приема, воспринимая только информацию, передаваемую с помощью этих приемов.

В заключение отметим, что экскурсионная методика в целом выступает как основа профессионального мастерства экскурсовода; как механизм, совершенствующий «подачу» материала; как процесс упорядочения деятельности экскурсовода.