Влияние сми на избирателя. СМИ и выборы: Действия средств массовой информации Влияние средств массовой информации на поведение избирателя

Ученые, изучавшие роль СМИ в политической жизни, пришли к выводу о том, что ни один кандидат в представи­тельные органы власти не будет иметь серьезных шансов на избрание, если не сможет использовать телевидение и дру­гие СМИ. Роль СМИ в избирательных кампаниях, особенно с распространением телевидения, значительно возросла. Это нашло отражение в структуре расходов участвующих в вы­борах партий и кандидатов: оплата газетной площади и эфирного времени на радио и телевидении для публикации агитационных материалов составляет существенную часть затрат.

Внимание СМИ к возможным участникам выборов нара­стает еще до начала избирательной кампании. А политичес­кие и общественные деятели, имеющие намерение быть кан­дидатами, стремятся привлечь к себе внимание СМИ. На этапе предвыборной агитации СМИ по сравнению с другими способами воздействия на избирателей (собраниями, встреча­ми кандидатов с гражданами, митингами и т. д.) обладают особыми возможностями: они способны доставить агитацион­ные материалы в каждый дом. Эти материалы могут быть представлены в форме публичных дебатов, дискуссий, «круг­лых столов», пресс-конференций, интервью, показа телеочер­ков, видеофильмов о кандидате или политической партии.

В избирательные кампании через СМИ широко проника­ют методы коммерческой рекламы. Партии и деятели, пре­тендующие на избрание, подаются как своего рода товар на политическом рынке. С этой целью к агитации подключа­ются рекламные компании. Привлекаются консультанты, которые изучают «рынок» (состав, социальное положение, ожидания избирателей), намечают меры, необходимые для продвижения «товара», дают советы нанявшим их участни­кам предвыборной борьбы. Создаются рекламные материалы с использованием образов политических деятелей, политиче­ской символики, кинохроники, мультипликации, музыки и т. п. Вся эта деятельность на выборах получила название «политический маркетинг».

Политическая реклама, подобно рекламе товаров, способ­на влиять на избирателей, подверженных внушению. Вну­шение - это процесс эмоционально окрашенного воздейст­вия на людей с помощью слов, жестов, музыки и других средств. Он связан со снижением критичности восприятия внушаемого содержания, отсутствием его понимания, соот­несения с прошлым опытом.


клипов. Вообще клипом называют короткий кино- или ви­деофильм, снятый главным образом по сюжету рекламного ролика (малой формы киноискусства). В политической пси­хологии выделяют четыре вида клипов. Первый нацелен на то, чтобы как можно больше избирателей запомнили фами­лию кандидата. Она часто появляется на экране, звучит в песне, стихотворении, сопровождает кадры хроники, фото­графии и т. д. Другой вид клипа должен представить про­грамму кандидата в виде одной привлекательной для изби­рателя идеи. Следующий вид - негативный материал о сопернике, например отрицательные высказывания людей о нем. Наконец, четвертый вид - «ударный» клип, призыва­ющий голосовать за кандидата («Мы - за него!»).

Политический маркетинг наибольшее развитие получил в США. Он распространился и в других странах.

В ходе предвыборной кампании проводятся опросы обще­ственного мнения. Они выявляют настроения избирателей, волнующие их проблемы, отношение к участникам выборов, предпочтения. Регулярное освещение в СМИ результатов та­ких опросов поднимает интерес к выборам, создает ощуще­ние соревнования, побуждает следить за ходом «избиратель­ного марафона». Однако эти результаты могут влиять на позиции избирателей, поскольку многие из них, не готовые к самостоятельному выбору, склонны голосовать, ориенти­руясь на мнение большинства.

Опыт Новейшего времени свидетельствует, что в некото­рых случаях СМИ, имеющие различную идейно-политичес­кую ориентацию, на выборах фактически принимают на се­бя роль политических партий. Они ведут борьбу за аудиторию, способствуя увеличению числа сторонников той или иной политической позиции, того или иного кандида­та. Однако нельзя преувеличивать влияние СМИ. На чело­века одновременно воздействуют многие институты: семья, школа, церковь, община и другие, а также межличностное общение. Потоки информации взаимодействуют и как бы пересекаются, они преломляются в сложившихся ранее взглядах, устоявшихся традициях, жизненном опыте.

Особое значение имеет компетентность гражданина, его по­литическая культура, способность различать объективную ин­формацию и политические манипуляции, отбирать полезные для себя сведения и противостоять ухищрениям политическо­го маркетинга. В наше время невозможно ориентироваться в жизни общества, игнорируя СМИ. Знания о возможностях со­временных СМИ, их «плюсах» и «минусах» помогают каждо­му определить собственную политическую позицию. 7ШОсновные понятия: средства массовой информации. f^is Термины: политическое манипулирование, политический маркетинг, общественное мнение.


Проверьте себя

1) Что входит в понятие «средства массовой информа­ции»? 2) Чем массовая информация отличается от обмена информацией в межличностном общении? 3) Каковы поли­тические функции СМИ? 4) В чем состоят особенности раз­личных видов массовой политической информации? 5) Какие возможности дают СМИ для воздействия на изби­рателя? 6) Как действует механизм политического манипу­лирования, каковы его последствия? 7) При каких усло­виях избиратель может противостоять политическим мани­пуляциям с использованием СМИ?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Подумайте о следующих фактах, имевших место в на­
чале XX в. На затерявшемся в океане острове жили две об­
щины колонистов - немцев и англичан, предки которых
давно поселились здесь. Они мирно общались между собой,
сотрудничали, причин для ссоры не было. Сношения с
внешним миром осуществляли корабли, изредка заходив­
шие сюда. В августе 1914 г. началась мировая война, но на
острове об этом ничего не знали, поскольку радиосвязи тог­
да не было. Жизнь протекала в привычном порядке. Лишь
в 1915 г. пришел корабль, экипаж которого принес весть о
том, что Великобритания и Германия столкнулись в крова­
вой битве. Обстановка на острове сразу обострилась, отно­
шения между общинами стали враждебными. Какие выво­
ды о значении политической информации можно сделать из
этой истории?

2. Оцените следующие факты. В середине XX в. для то­
го, чтобы переслать 30 страниц текста на расстояние
5 тыс. км, потребовалось бы примерно 10 дней и около
30 долларов. В 1980 г. ту же задачу можно было выполнить
по факсу за один час. Это стоило бы примерно 50 долларов.
В начале XXI в., используя лучшие сети передачи данных,
тот же объем информации можно перебросить за 3 секунды,
затратив 3 цента. Стоимость операции упала в тысячу раз,
а скорость возросла в 300 тысяч раз. Сделайте выводы из
этих фактов.

3. Американский журналист Ч. Дейна как-то сказал:
«Если собака кусает человека, это не новость; новость - ес­
ли человек кусает собаку». Отражает ли это высказывание
сущность СМИ? Какое положение учебного текста перекли­
кается с этими словами?

4. Проследите, как освещается какое-либо значительное
событие, происходящее одновременно с изучением данной
темы, в одной из центральных газет, в одной из информа­
ционных программ радио и в одной из информационных


программ телевидения. Сопоставьте это с характеристикой особенностей каждого вида СМИ. Сделайте выводы.

5. Проведите небольшое социологическое исследова­
ние - анкетный опрос ваших одноклассников на тему
«Мой главный источник политической информации». Ре­
зультаты исследования обсудите в классе.

6. Составьте для молодого человека, проявляющего интерес
к массовой информации, памятку под названием «Как ориен­
тироваться в материалах СМИ» (вариант названия: «Лоцман в
море политической информации»). Обсудите ее в классе.

Поработайте с источником

Прочтите фрагмент из работы современного политолога.

Процесс формирования демократического общественного мнения включает два элемента: во-первых, доступ к инфор­мации, во-вторых, способность ее анализировать и прини­мать решение. Очевидно, что Интернет обеспечивает неслы­ханный прежде доступ к информации и расширяет возможности коммуникации. Возникает идея виртуального общества, которое благодаря Интернету способно преодолеть иерархизм реальной власти. Электронная коммуникация осуществляет полное равенство ее участников и участниц.

Наибольшие перспективы имеет процесс использования Интернет-технологий для дальнейшего расширения возмож­ностей существующей системы представительной демокра­тии и развития процессов так называемой «электронной демократизации». Ее основной смысл заключается в исполь­зовании Интернет-технологий для следующих целей:

Расширения доступа избирателей и СМИ к законотвор­
ческой деятельности;

Снижения издержек по формированию ассоциаций и
объединений избирателей;

Повышения эффективности обратных связей между из­
бирателями и их представителями в законодательных орга­
нах власти. Развитие компьютерной сети изменило во мно­
гом характер политических коммуникаций, позволив
устанавливать одновременный контакт между миллионами
людей.

Вершинин С. Политическая коммуникация в информационном

обществе. - СПб., 2001. - С. 87.

Вопросы и задания к источнику. 1) В чем состоит смысл «электронной демократизации»? 2) Каким образом может быть рас­ширен доступ избирателей к законотворческой деятельности? 3) Как Интернет может способствовать снижению издержек по фор­мированию ассоциаций и объединений избирателей? 4) В чем со­стоит перспектива осуществления через Интернет обратных связей между избирателями и их представителями в законодательных ор-


ганах власти? 5) В чем заключается преимущество Интернет-тех­нологий перед возможностями традиционных СМИ? 6) На основе документа и текста параграфа сделайте вывод о новых возможнос­тях, которые открывает Интернет для развития демократии.

Об этом спорят

Споры, как отмечает автор приведенного выше фрагмен­та, вызывает вопрос о характере влияния Интернета на де­мократические институты и процессы. Этот общий вопрос включает в себя ряд более конкретных: что происходит с прежними политическими институтами, когда и как рожда­ются новые институциональные структуры? Как изменить общественное устройство, чтобы максимально использовать преимущества новых возможностей в информационных вза­имодействиях, но при этом сохранить устойчивость общест­венных институтов? Каковы механизмы трансформации взаимоотношений гражданского общества и государства, де­мократии и публичной сферы, прямой и представительной демократии в информационном обществе? В чем заключает­ся влияние Интернета как средства массовой политической коммуникации на электоральное поведение граждан? Какой тип демократии формируется в информационном обществе?

Выберите вопросы, представляющие для вас наибольший интерес, и предложите обсудить их в классе.

краткое содержание других презентаций

«Порядок проведения выборов» - Принципы избирательного права РФ. Система работы учителя по подготовке к ЕГЭ по истории и обществознанию. Система работы по подготовке к ЕГЭ. Кандидат в депутаты Государственной Думы. Избирательная система. День голосования. Какой строки нет в избирательных бюллетенях. Верны ли следующие суждения. Официальный документ в РФ. Требования, являющиеся обязательными для избирательной системы. Принципы подготовки учащихся к ЕГЭ.

«Тест «Основы военной службы»» - Ракетные войска стратегического назначения. Ракетные войска. Сухопутные войска Российской Федерации. Граждане Российской Федерации. Эмблемы видов и родов войск РФ. Точно в цель. Исполнение военнослужащим своего воинского долга. Гангутское сражение. Годен к военной службе. Русская эскадра. Тесты. Сухопутные войска. Военно-Морской Флот Российской Федерации. Воздушно-десантные войска. Полтавское сражение.

«Начало правления Путина» - Президентские выборы. Реформы 1990-х годов. Единство в понимании основных целей. Борьба с организованной преступностью. Отодвинуть олигархов от рычагов. Фракция «Единство». Президент. Результаты досрочных президентских выборов. Общественное мнение. Какую должность занимал В.В. Путин до избрания. 1990-е гг. 28 февраля 2000 г. Приоритетные задачи государства. Долгожданный порядок. Национальный суверенитет.

«Тест по политике» - Стойкое недоверие к власти. Программы своей деятельности. Свободные выборы. Функционирование нескольких политических партий. Положение граждан в условиях тоталитаризма. Политика. Политические партии. Значительное количество голосов. Слово, пропущенное в схеме. Обращение ко всем гражданам страны. Избирательная система Франции. Наличие главы государства. Решите задачу. Парламент. Признание. Видовые признаки понятия.

««Политика» обществознание» - Политическая партия. Партийные системы. Тоталитаризм. Характеристика конфедераций. Политический режим. Демократия. Характеристика консерватизма. Избирательное право. Политические идеологии. Характеристика неоконсерватизма. Монархия. Политическая культура. Политическая система. Виды политики. Государственная власть. Функции и монополии государства. Правовое государство. Авторитаризм. Форма правления.

««ЕГЭ по обществознанию» 11 класс» - Темы эссе. Автор вывел формулу. Результаты выполнения заданий С1-С3. Гражданин Ш. самовольно срубил в лесу ель. Обоснование. Прочитайте текст и выполните задания С4-С7. Один факт насчет отсталости стран. Ученик перечислил все нужные элементы. Работа состоит из трех частей. Типичные ошибки при написании эссе. Критерии оценивания задания С8. Общие критерии оценивания ответа. Результаты выполнения задания С8 (эссе).

«Средства массовой информации» - Какое влияние оказывают СМИ на подрастающее поколение? Сложно сказать, является ли Интернет средством массовой информации. В военном деле, в освоении космоса. Достоверность и предельная оперативность вызвали широкое применение телевидения в промышленности, на транспорте. В скором времени, вероятно, Интернет станет полноценным средством массовой информации.

«Гражданское общество» - Каково современное состояние гражданского общества в России? Отсутствие гражданского образования. Сектора гражданского общества. Законодательная власть. Проблемы, точки роста и перспективы развития. Органы местного самоуправления. Некоммерческий сектор. Коммерческий сектор, бизнес. Демократическое федеративное правовое государство.

«Роль СМИ» - Теоретическая часть. Дезинформационная роль. Заключение. Роль интернет-технологий в событиях декабря 2010 года. Участники событий. Введение. Углублённое описание опыта. История событий. Провокационная роль. Предупредительная роль Информационная роль Провокационная роль Дезинформационная роль. Главная версия.

«Общественные организации» - Указ Екатерины II об организации Вольного экономического общества - первого общественного объединения в России. В 1989 г. было зарегистрировано более 60 тыс. общественных организаций. 2. Структура, состояние и тенденции развития общественных объединений (организаций). Лекция 8. Общественные объединения как индикатор многообразия политического поведения.

«Взаимодействие гражданского общества и государства» - Что нужно для решения проблемы. Предложите критерии для анализа текста. Принципы функционирования гражданского общества. Создание необходимых условий для развития науки, культуры, образования. Определите основную проблему. Появление государства. Функции государства. Гражданское общество – вражда людей друг с другом.

«Правовое государство и гражданское общество» - Демократическое государство, деятельность которого подчинена праву и функционирует в границах, определенных законом, обеспечивая правовую защищенность своих граждан. 3. Социально-политические отношения: союзы предпринимателей, финансистов, экологов; профсоюзы; церковные, женские, молодежные организации; клубы по интересам; муниципальные коммуны (местное самоуправление) 2. Социокультурные отношения: семейно-родственные связи, воспитание детей, образовоние, духовное совершенствование, здоровье, творчество, общение, информация. 1. Фундамент – рыночное хозяйство (экономика) – свободные собственники, конкуренция, негосударственные объединения граждан.

ИСТОРИЯ

Общепринятой концепцией понимания места и роли средств массовой информации в политическом процессе в 60-х годах XX века стала теория Клаппера Джозефа, в которой он выразил общие тенденции оценивания средств массовой информации как имеющих минимальное влияние на политической арене, отводя им роль усиления уже существующих предпочтений, сообщения о ходе предвыборной кампании. Работа Клаппера Дж. имела огромные последствия для дальнейших исследований политической коммуникации, поскольку поиск индикаторов непосредственного воздействия средств массовой информации на аудиторию исчез из поля зрения большинства исследователей. Заключение американских исследователей Паттерсона Т. и Мак-Клюэ Р., о том, что средства массовой информации действуют на усиление уже сформировавшихся установок, эмпирически подтверждался исследователями в дальнейшем в течение длительного времени. В результате многочисленных дискуссий среди самих ученых, политиков, журналистов в 70-е годы XX века появилась концепция, весьма популярная и в наши дни. Основываясь на анализе работ Липпмана У., Коэн Б. сформулировал ныне классическое определение такого эффекта массовой информации, как «установление пунктов повестки дня», которое состоит в том, что «пресса не может заставить людей думать определенным образом, но может указать своим читателям, о чем думать».

Что касается современного периода развития концепций роли средств массовой информации в политическом процессе, то, начиная с 80-х годов XX века, в научной среде отсутствует единодушие, характерное для ранних этапов. Часть исследователей вернулась к позиции максимального влияния средств массовой информации на избирателей, другие оценивают возможности СМИ оказывать воздействие на общество более осторожно. Но все же можно выделить тенденцию, свидетельствующую о возрастании возможностей средств массовой информации влиять на общество, об их активном использовании как механизма формирования поведения и общественного мнения.

Например, один из сторонников возрождения концепции значительного влияния средств массовой информации в политическом процессе Джон Зеллер строит три коммуникативные модели, в которых подтверждается гипотеза о том, что влияние СМИ возрастает с увеличением числа полученных сообщений, и влияние это может принимать совершенно определенную форму, зависящую от относительной интенсивности коммуникативных потоков. В итоге Зеллер Д. делает вывод о значительном влиянии средств массовой информации на индивидуальное и общественное сознание, на политические установки и поведение избирателей.

Важнейшим фактором, обеспечивающим влияние СМИ на электоральное поведение является язык политики. Язык политики - особый язык, насыщенный абстракциями, эвфемизмами и иносказаниями. Потребитель массовой информации должен критически подходить к различного рода сообщениям, а не «проглатывать» их. Рассмотрим методы анализа текстов, выступлений, высказываний, которые позволяют раскрыть истинное назначение того или иного текста, дают возможность адресату объективно воспринять сообщение. Такими методами являются контент-анализ и инвент-анализ.

На протяжении всей истории исследований по данной проблематике можно проследить развитие двух основополагающих подходов к изучению способов воздействия средств массовой информации на электоральное поведение, установки избирателей и той роли, которую играют СМИ в политическом процессе.

    подход

Ученые и исследователи утверждают, что средства массовой информации оказывают значительное воздействие на аудиторию, формирование политических ориентации и установок избирателей. Основой для данной концепции послужили работы У.Липманна.

2 подход

Роль средств массовой информации в электоральных коммуникациях сводится к минимуму, их воздействие определяется рядом опосредованных факторов. Исследования Д.Лернера, К. Ховланда показали, что аудитория так же активна, как и сами средства массовой коммуникации. Их работы опровергают концепцию прямого воздействия средств массовой информации на аудиторию.

Кроме названных ученых, необходимо выделить крупного исследователя роли средств массовой информации в избирательном процессе и их влияния на формирование политических ориентации избирателей П. Лазарсфельда. Он пришел к выводу, что средства массовой информации не являются единственным источником политического информирования, межличностное общение здесь не менее важно. П. Лазарсфельд выделил такие характеристики, влияющие на политические предпочтения избирателей, как социальный статус, доход, профессия, религиозная принадлежность и другие, а средства массовой информации работают на усиление уже существующих, ранее сформированных политических установок и ориентации.

Средства массовой информации обладают различными возможностями и силой воздействия, которые зависят от способа их восприятия реципиентами. Наиболее массовое и сильное политическое влияние оказывают аудиовизуальные СМИ и, прежде всего, радио и телевидение.

Они активно влияют не только на восприятие гражданами отдельных политических явлений и событий, но и на их отношения к политике в целом. Как политическая пассивность населения в каком-либо вопросе, так и его массовая активность непосредственно связаны с позицией СМИ в этом вопросе. Особенно велика роль средств массовой информации в переходные периоды общественного развития, поскольку без их активной деятельности невозможно изменить политическое сознание, ценностные ориентации и цели широких слоев населения и добиться массовой поддержки политики социальных преобразований.

В последнее время особой популярностью пользуются глобальные компьютерные сети. Интернет охватывает в той или иной степени все аспекты общественной жизни страны. По данным на 2014 год интернетом пользуется 46% или 53,2 млн чел ежедневно! (данные ФОМ) Увеличение числа пользователей неизбежно влечет за собой и постепенное увеличение влияния сети на политическую жизнь страны.

Наиболее наглядно влияние СМИ на электоральное поведение граждан проявляется в ходе предвыборных кампаний. Поскольку прямые выборы федерального уровня в силу своей массовости исключают для большинства избирателей возможность содержательной личной коммуникации с избираемыми, постольку выбор фактически осуществляется между их образами, транслируемыми через различного рода посредников. В такой ситуации чрезвычайно возрастает роль средств массовой информации как одного из основных инструментов доведения образов конкурирующих политических субъектов до избирателя.

Выборы - это поле деятельности для СМИ. В связи с этим наблюдается обострение отношений «пресса - власть». Увеличение конфликтов в информационной сфере следует рассматривать не как чрезвычайную ситуацию, а периодически возникающую реальность. Она характеризуется обострением политической борьбы, возрастанием ответственности всех участников процесса - избирателей, кандидатов, СМИ. Предвыборная кампания позволяет сделать выбор, и здесь роль СМИ переоценить невозможно.

Следует отметить, что именно телевидение играет доминирующую роль в избирательных кампаниях в России. Хотя контроль над электронными СМИ не гарантирует победу на выборах, телевидение обладает огромными возможностями для формирования содержания кампании и управления ею. Необходимым условием для создания такой ситуации является доминирующая позиция того или иного канала и эксплуатация этого СМИ для политических целей. Влияние СМИ имеет многоаспектный характер. Люди в большинстве своем подвержены влиянию всего информационного поля, а не только одного конкретного СМИ. И чем более согласованными оказываются сообщения, получаемые индивидом из различных источников, тем большего эффекта достигает воздействие. Восприятие индивидом того или иного политического персонажа определяется не только (и не столько) последней полученной информацией, но всей суммой ранее воспринятой и усвоенной информации.

Исследователи влияния средств массовой информации на электоральное поведение выделяют 3 модели реагирования избирателей на воздействие масс-медиа:

1. Модель максимальной информационной чувствительности, При которой электоральные предпочтения аудиторий конкретного СМИ напрямую связаны с соответствующим представлением политической партии или политика в этом СМИ.

2. Модель минимальной информационной чувствительности, когда связь между предпочтениями избирателей и информацией, поступающей от средств массовой информации, отсутствует или не является значимой.

3. Модель обратной чувствительности, то есть реакция аудитории конкретного СМИ обратная представлению политика в этом СМИ.

Значимость СМИ заключается не только в самой возможности эффективного информационного влияния на электоральные ориентации активных избирателей, но и в том, каким образом распределяются голоса этой части электората под влиянием СМИ.

Так, согласно опросам ВЦИОМ, в большей степени склонны доверять средствам массовой информации следующие категории респондентов: люди с высшим образованием - почти в два раза чаще, чем имеющие более низкий уровень образования, респонденты с высоким уровнем дохода - почти в два раза чаще, чем люди с более низким доходом, жители крупных городов - в полтора раза чаще, чем жители других населенных пунктов, а также руководители различного уровня, предприниматели и студенты. Можно предположить, что именно эти категории избирателей в наибольшей степени подвержены влиянию СМИ. Лишь треть активного электората может быть признана объектом эффективного пропагандистского воздействия в преддверии выборов. Остальные избиратели, по всей видимости, более устойчивы в своих предпочтениях и принимают решение исходя из более глубоких пристрастий, не столь подверженных прямому информационному насилию (по крайней мере, за короткий период избирательной камлании). Их политические предпочтения, вероятно, определяются не только восприятием конъюнктурной политической информации, но и в существенной степени социальными и культурными позициями.

В связи с этим важно уточнить, что влияние СМИ имеет «кумулятивный» характер, т.е. его эффект может накапливаться. Это влияние больше тогда, когда направленное информационное воздействие по поводу того или иного политического персонажа в СМИ является устойчивым и долговременным. Существуют некоторые косвенные свидетельства увеличения наряду с потреблением политической информации и уровня доверия к сообщениям, транслируемым СМИ.

Перенос центра тяжести борьбы за избирателя из сферы реального социального действия в информационное пространство привел к тому, что многие исследователи, анализируя ход общенациональных избирательных кампаний в последние годы, приходили к заключению о решающей роли масс-медиа в политическом выборе россиян.

СМИ в современном обществе выполняют ряд общих политических функций, основными среди которых являются информационная, образовательная, социализации, критики, контроля, артикуляции и интеграции. Выделяют такие функции СМИ, как инновационная, оперативная, функция формирования общественного мнения, мобилизационная. Все рассмотренные политические функции СМИ объединены мобилизационной функцией или же прямо или косвенно способствуют ее осуществлению. Эта функция выражается в побуждении людей к определенным политическим действиям (или сознательному бездействию), в их вовлечении в политику.

Таким образом, мы убедились в том, что СМИ имеют огромное значение в современной электоральной коммуникации. Изучили основные подходы к определению роли СМИ, ознакомились с различными моделями реагирования электората на воздействие масс-медиа.

О начале избирательной кампании и действиях участников избирательного процесса мы, граждане, узнаем, как правило, с помощью газет, телевидения и радио. По сути дела о выборах граждане знают только то, что расскажут им журналисты. Так было всегда, со времен самых первых избирательных кампаний в Англии. Но с тех пор влияние СМИ многократно усилилось. Периодическая печать потеснилась, уступив место телевидению.

В этом, безусловно, состоит одна из тенденций развития информационного общества.

СМИ поставляют нам не только последние новости избирательной кампании, не только сухую информацию: за последние годы мы убедились, что СМИ обладают возможностью создавать и изменять образы политиков, оказывать определяющее влияние на политические пристрастия или антипатии избирателей. После проведения телевизионных дебатов между Кеннеди и Никсоном выяснилось, что электронные СМИ могут оказать и решающее влияние на исход выборов. Тогда, в 1960 году, решающую роль сыграла внешность одного из кандидатов. Сегодня, кроме субъективных факторов, важное значение имеют такие объективные факторы, как количество эфирного времени, используемого для агитационных целей, больший или меньший набор информационных поводов для появления кандидата на экране и т.д.

У североамериканцев, когда они вступили в эру телевидения, за плечами был уже 150-летний опыт проведения всевозможных избирательных кампаний. К этому времени на политической арене сложилось относительное равновесие сил и средств, сформировалась некая устойчивая конфигурация политического противостояния.

Кроме того, как известно, сегодня в США функционируют сотни телевизионных и радиоканалов, осуществляющих вещание практически на всю территорию страны. В этих условиях, а также с учётом сложившихся (и выполняемых гражданами!) этических правил поведения в ходе избирательных кампаний, обычаев и традиций, требующих учитывать общественное мнение, сурово осуждающего нарушителей закона и морально-этических норм, наличия отлаженных рычагов рыночной экономики, детальная регламентация предвыборной агитации через СМИ не имеет смысла. Поэтому законодательство США регулирует лишь связанные с выборами денежные потоки.

Наш опыт демократии охватывает три федеральных избирательных цикла. Главная особенность большинства наших избирательных кампаний – громадная несоразмерность сил и средств, противостоящих друг другу на выборах. Принадлежность к правящей элите, группировке, клану, связь с могущественными финансово-промышленными группами - это факторы, определяющие явное преимущество одних участников кампании над другими, которые легко конвертируются в оглушительные победы на выборах. (Естественно мы не рассматриваем тут редчайшие случаи выдвижения харизматических кандидатов. Мы говорим об избирательной рутине).

Мы полагаем в связи с этим, что в современных условиях, учитывая положения ст.ст. 17 и 19 Конституции РФ, гарантирующих равенство прав граждан независимо от их имущественного положения и других особенностей, российское законодательство о выборах должно всемерно выравнивать информационные возможности кандидатов.

Тем самым осуществляется попытка создать более или менее объективную картину перед глазами избирателя, дающую ему возможность самостоятельно сделать выбор между различными кандидатами, обеспечить реализацию принципа равенства гражданских, в частности, избирательных прав участников избирательного процесса, осуществляющих своё пассивное и активное избирательное право.

Избирательный процесс – это своего рода публичная встреча общества и государства, гражданина и власти, когда стороны обязаны информировать друг друга о своих действительных, а не мнимых намерениях и ресурсах. Значение достоверной информации, ее влияние на электоральные предпочтения граждан очевидно.

Практика выборов за период с 1989 года обнаружила широкий спектр различных проблемных ситуаций и коллизий, в том числе связанных с участием СМИ. На наш взгляд, можно условно выделить три основные фазы участия СМИ в избирательном процессе.

1989-1993 годы – начальная идеалистическая фаза, характеризуемая достаточно наивным пониманием роли СМИ в политических процессах, а по существу, привитым идеологами доверием россиян к СМИ как к институту гражданского общества. Показательно, что при максимальном общественном доверии к СМИ правовая регламентация информационных отношений была минимальной.

1993-1999 годы – рациональная, можно сказать, прагматическая фаза, отличающаяся формальным пониманием роли СМИ в избирательном процессе. Основные ее задачи – информационная и организационная, то есть, вовлечение граждан, особенно молодежи, в избирательный процесс. В этот период началась целенаправленная работа по определению юридического статуса СМИ как одного из элементов механизма проведения предвыборной агитации.

1999 - 2003 годы характеризуются заметным усилением коммерциализации участия СМИ в выборах. Нередко они обеспечивают целенаправленную рекламу политического товара в лице определенных кандидатов или списков.

Итак, часть СМИ из источника формирования активной гражданской политической позиции и электоральной культуры постепенно трансформируется в институт производства информационного политического товара. Ожесточенная агитационная борьба претендентов на депутатские мандаты или выборные должности, с лёгкой руки отдельных журналистов стала называться “информационной войной”.

Мы имеем множество примеров, когда в ходе избирательных кампаний СМИ руководствуются исключительно экономическими соображениями, забывая о требованиях законодательства о выборах. Следует подчеркнуть, что именно в период избирательных кампаний происходит необычайная концентрация финансовых и информационных ресурсов. При этом нередко стремление принять незаконное участие в агитации на стороне одного из претендентов маскируется заявлениями о якобы имеющем место ущемлении свободы слова, свободы выражать своё мнение и т.д.

Несмотря на наметившуюся в СМИ тенденцию квалифицировать каждые новые выборы как “более грязные, чем предыдущие”, конечно далеко не все региональные избирательные кампании были отмечены серьезными нарушениями предвыборной агитации.

Однако, к сожалению, было немало фактов серьезных и сознательных нарушений установленных законом порядка и правил её проведения.

Анализ региональных избирательных кампаний последних лет позволяет прийти к выводу о том, что наиболее распространенными нарушениями избирательного законодательства со стороны СМИ, либо осуществляемыми иными участниками избирательного процесса с использованием возможностей СМИ, являются:

Проведение агитации через СМИ лицами, замещающими высокие государственные (муниципальные) должности либо государственными или муниципальными служащими с использованием преимуществ служебного или должностного положения;

Участие в избирательной кампании юридических лиц из числа СМИ, не являющихся, в том числе по собственному усмотрению, субъектами избирательного процесса;

Распространение через СМИ представителями различных кандидатов анонимных агитационных материалов;

Проведение предвыборной агитации через СМИ в сроки, когда ее проведение запрещено, включая обнародование через СМИ агитационных материалов под видом информационных, не оплачиваемых из избирательного фонда;

Невыполнение редакциями в срок и в полном объеме условий, на которых СМИ разрешается предоставление услуг кандидатам;

Неуказание редакциями информации о том, на каком основании опубликован агитационный материал;

Нарушение запрета на субъективное комментирование избирательных действий конкретных кандидатов в информационных программах;

Самостоятельное, без согласия конкретного кандидата, ведение предвыборной агитации через СМИ общественными объединениями;

Самостоятельное ведение СМИ предвыборной агитации в пользу одного или нескольких “полюбившихся им” кандидатов и в ущерб всем остальным кандидатам;

Публикация под видом опросов общественного мнения материалов, содержащих недостоверную информацию, и фактически являющихся агитационными;

Распространение сведений клеветнического и оскорбительного характера в отношении конкретных кандидатов.

Сегодня у нас нет сомнений в том, что если регулирование деятельности СМИ не будет осуществляться, уродливые перекосы в процессе распространения информации в период избирательной кампании, по сути дела превращающие СМИ в инструмент манипуляции волеизъявлением избирателей, будут неизбежны.

Мы имеем множество примеров, когда в ходе избирательных кампаний журналисты и руководители СМИ руководствуются исключительно экономическими соображениями, забывая о требованиях законодательства о выборах либо просто игнорируя их. Фактически, присваивая себе не принадлежащие им по закону права и нарушая тем самым права других граждан. Другие делают то же самое в пользу тех кандидатов, которые могут оказать им покровительство. Третьи, наконец, в пользу тех, кто может заставить их делать это, или запугать. Последнее, конечно, самое худшее.

Но в результате превращения СМИ в орудие манипуляции общественным мнением на выборах неожиданно может выясниться, что демократические институты в стране существуют лишь формально. Что эти институты являются только прикрытием для нарождающихся авторитаризмов - регионального или какого-то другого масштабов.

Набор правовых средств для регулирования деятельности СМИ или распространения информации в период избирательной кампании с целью выравнивания информационных возможностей кандидатов не слишком велик.

Уважаемым читателям хорошо известен закон “О средствах массовой информации”. Его принятие стало в свое время серьезным достижением процесса демократизации. По сути дела этот закон создал основу для существования специфической сферы - сферы информационных правоотношений. Однако сегодня закон нуждается в модернизации.

Одной из характерных черт идущих бесконечной чередой избирательных кампаний стала ожесточенная, ведущаяся через СМИ, агитационная борьба претендентов на депутатские мандаты или выборные должности, с лёгкой руки журналистов называемая “информационными войнами”.

Следует подчеркнуть, что именно в период избирательных кампаний происходит необычайная концентрация финансовых и информационных ресурсов. В это время осуществляется концентрированное воздействие на избирателя с помощью политически насыщенной информации. СМИ нередко оказываются в этот период - в наиболее явной форме - орудием определенных политических групп. При этом нередко стремление принять незаконное участие в агитации на стороне одного из претендентов маскируется заявлениями о якобы имеющем место ущемлении свободы слова, свободы выражать своё мнение и т.д.

СМИ, особенно центральные, не ощущая всех перипетий политической борьбы в регионах, склонны любые события трактовать как противоборство группировок федеральных и региональных властей, оставляя в стороне интересы избирателей в информационной сфере и формируя их особое настроение по отношению к выборам. Фактически отсутствует обсуждение кандидатур кандидатов, их практических достижений или программ. Заказная информация преобладает; ее характеризуют агрессивность, предвзятость, недостоверность. Ажиотаж, нагнетаемый в СМИ, приводит к "перегреву" электората и нежеланию участвовать в такого рода борьбе.

Одновременно объективные информационные источники маломощны, избирательные комиссии представляют только предписанный минимум информации, а суды не всегда открыты для освещения судебных процессов и также не озабочены проблемой гласности. Незащищенность избирателей (отсутствие аналитических материалов из достоверных источников, практическая безнаказанность “лжеинформаторов”) порождает недоверие к любому информационному воздействию.

В обобщенном плане можно констатировать, что созрела настоятельность необходимость дальнейшего совершенствования федерального законодательства о выборах и СМИ, целью которого должно быть обеспечение:

Прозрачности и полноты финансирования предвыборной агитации через СМИ из избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков,

Достоверности информации о кандидатах, избирательных объединений, избирательных блоков, получаемой гражданами из средств массовой информации,

Увеличения объёма информации о кандидатах, публикуемой через СМИ избирательными комиссиями,

Реализации прав кандидатов на ответ в средствах массовой информации на публикации, способные нанести ущерб их чести, достоинству и деловой репутации,

Невозможности публикации (обнародования) результатов недостоверных опросов общественного мнения, издания газет-однодневок и так далее.

В целом задача, на наш взгляд, состоит в том, чтобы пресечь опасную тенденцию развития негативных явлений, проявляющихся в процессе поведения предвыборной агитации через СМИ.

Для этого, представляется, необходимо как минимум:

Во-первых, создать в обществе атмосферу общественного осуждения как непосредственных исполнителей правонарушающих избирательных технологий, так и их заказчиков;

Во-вторых, включить в законодательство о выборах и СМИ правовые нормы, призванные пресечь или сделать невыгодным применение участниками избирательного процесса таких технологий;

В-третьих, мобилизовать на полное, а не частичное, как иногда бывает, выполнение своих функциональных обязанностей избирательные комиссии, правоохранительные, контрольно-надзорные и иные, имеющие полномочия в соответствии с законами о выборах, государственные органы, в том числе те, которые осуществляют государственную политику в области распространения информации через СМИ;

И, наконец, в-четвёртых, организовать широкомасштабную работу по разъяснению требований законодательства о выборах и повышению правовой культуры избирателей и всех остальных участников избирательного процесса, включая СМИ.

Совершенствуя законодательство, нужно сосредоточить усилия, в процессе которого следует последовательно на:

Обеспечении прозрачности и полноты финансирования предвыборной агитации из избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений и блоков,

Обеспечении достоверности информации о кандидатах, избирательных объединениях и блоках, получаемой гражданами из средств массовой информации,

Увеличении доли информации о кандидатах, публикуемой избирательными комиссиями,

Обеспечении реализации прав кандидатов на ответ в средствах массовой информации на публикации, способные нанести ущерб их чести, достоинству и деловой репутации,

Исключении из практики избирательных кампаний негативных избирательных технологий, в том числе публикации недостоверных опросов общественного мнения, издания в обход закона газет-однодневок, различных форм подкупа избирателей.

В целом задача, на наш взгляд, состоит в том, чтобы остановить развитие проявляющихся в процессе поведения предвыборной агитации негативных явлений, с которыми следует бороться как законодателю, так и всему обществу в целом, создавая атмосферу неприятия нарушителей закона и тех, ради кого эти нарушители работают.