Биографическая справка фета. Краткая биография Афанасия Афанасьевича Фета: главное


Краткая биография поэта, основные факты жизни и творчества:

АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ ФЕТ (1820-1892)

Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин) родился 23 ноября (5 декабря) 1820 года в селе Новоселки близ Мценска.

История его рождения столь запутана, что вряд ли кому доведется в ней разобраться, а сама по себе проблема необычайно важна для отечественной литературы, поскольку именно она предопределила жизнь, судьбу и творчество одного из величайших поэтов России.

Факты таковы. Мать мальчика Шарлотта Элизабета Беккер происходила из старинного восточногерманского дворянского рода. 18 мая 1818 года она вышла замуж за Иоганна Питера Карла Вильгельма Фёта, великогерманского окружного асессора из Дармштадта. Говорили, что Фёт был внебрачным ребенком одного из сыновей великого герцога Гессен-Дармштадтского. 17 июля 1819 года у четы Фётов родилась дочь. В начале 1820 года в Дармштадт приехал на излечение родовитый, но обедневший помещик Орловской губернии Мценского уезда Афанасий Неофитович Шеншин. Участник войны 1812 года, некрасивый, в возрасте (далеко за сорок лет). Он страстно полюбил Шарлотту Фёт, выкрал и увез ее в Россию. Женщине было в то время двадцать два года. Почему она согласилась на побег, неизвестно. Беглянка была беременна. Все биографы сходятся на том, что отцом великого поэта Шеншин не был. Однако впоследствии и Иоганн Фёт в завещании не признал мальчика своим сыном.

Сам Афанасий Афанасьевич публично утверждал, что отец его - Шеншин. Но сохранилось письмо Фета к невесте, в котором он раскрыл тайну своего рождения. На конверте письма, которое Фет просил сжечь сразу по прочтении, рукой Фета начертано: «Читай про себя» - и рукой его супруги М. Боткиной приписано: «Положить со мной во гроб». «Моя мать, - писал Фет, - была замужем за отцом моим - дармштадтским ученым и адвокатом Фетом, родила дочь Каролину и была беременна мною. В это время приехал и жил в Дармштадте вотчим мой Шеншин, который увез мать мою от Фета, и когда Шеншин приехал в деревню, то через несколько месяцев мать родила меня… Вот история моего рождения».


Афанасий Афанасьевич родился - по одним документам - 29 октября 1820 года, по другим - 29 ноября. Сам поэт отмечал свой день рождения 23 ноября.

Младенца крестили по православному обряду и внесли в церковную метрическую книгу как сына Афанасия Шеншина. Однако на тот момент Иоганн Фёт еще считался мужем Шарлотты Беккер, брак был расторгнут в Дармштадте только 8 декабря 1821 года. И лишь 4 сентября 1822 года, когда Шарлотта приняла православие и получила православное имя Елизавета Петровна, состоялось венчание Шеншиных.

Известно, что в 1830 году Шеншин не включил имя Афанасия в прошение о внесении в дворянскую родословную книгу. Еще при жизни Фета стала распространяться весьма популярная сегодня сплетня о том, что А. Н. Шеншин, проезжая через Кенигсберг, будто бы «купил» у местного еврея-корчмаря его беременную жену и привез наложницу к себе в имение…

До четырнадцати лет Афанасий Шеншин-младший рос как обыкновенный русский барчук. В конце 1834 года жизнь его резко изменилась. Отец неожиданно увез Афанасия в Москву, затем в Петербург. Далее, посоветовавшись с влиятельными приятелями, он отправил мальчика в глухой лифляндский городишко Верро (ныне Выру в Эстонии), где Афанасия определили на учебу в «частное педагогическое заведение» некоего Крюммера. Все говорит о том, что у Шеншина объявились сильные враги, которые вздумали нанести удар по его самому уязвимому месту, - епархиальному начальству доложили, что сын Шеншина является внебрачным ребенком. Чиновникам немедля потребовалось «восстановить справедливость». Если бы Шеншин был богатым могущественным вельможей, проблем не возникло бы. В начале 1835 года Орловская духовная консистория постановила считать отцом мальчика не Шеншина, а умершего уже Иоганна Фёта.

Ради дальнейшего благополучия семьи Афанасий Неофитович был вынужден пожертвовать старшим сыном. Фет вспоминал: «Однажды отец без дальнейших объяснений написал мне, что отныне я должен носить фамилию Фет… В пансионе это известие возбудило шум: - Что это такое? у тебя двойная фамилия? отчего же нет другой? откуда ты? что ты за человек? и т.д., и т.д. Все подобные возгласы и необъяснимые вопросы еще сильнее утверждали во мне решимость хранить на этот счет молчание, не требуя ни от кого из домашних объяснений». Фамилию Фет Афанасий Афанасьевич носил почти сорок лет.

Одновременно с фамилией молодой человек потерял права на столбовое дворянство, на отцовское имение, на российскую принадлежность - отныне он считался гессен-дармштадским подданным, иностранцем, пришельцем и разночинцем… Подписывать Афанасий обязан был: «К сему руку приложил иностранец Фет». Когда позже поэта спросили, что для него было самым мучительным в жизни, он отвечал, что все слезы и боль его сосредоточены в одном слове - «Фет».

В 1837 году теперь уже Афанасий Фет приехал в Москву и поступил на философский факультет университета. Числился он студентом из иностранцев, учился не положенные четыре года, а целых шесть лет. Как признавал позже сам Фет, у него неожиданно пробудился поэтический дар, и вместо того чтобы ходить на лекции, он целыми днями писал стихи. В 1840 году вышел первый сборник его стихотворений «Лирический пантеон», подписанный «А. Ф.».

В период 1842-1843 годов в «Отечественных записках» и «Москвитянине» было опубликовано в общей сложности 85 стихотворений Фета. Талант начинающего поэта был отмечен Н. В. Гоголем.

Но в 1844 году жизнь Афанасия Афанасьевича в очередной раз резко изменилась. В начале года умерла тяжело болевшая мать, а осенью ушел из жизни дядя Петр Неофитович Шеншин. Когда Афанасия лишили прав наследования, одинокий дядя обещал оставить племяннику свое имение. Но Петр Неофитович умер в Пятигорске, где лечился на водах, а оставшееся без его присмотра имение разграбили, и деньги из банка таинственным образом исчезли. Афанасий Афанасьевич остался без средств к существованию. Выход у него оставался один - пойти служить в армию.

Фет принял русское подданство (не напоминает ли это вам нынешние издевательства властей над нашими соотечественниками?) и спустя месяц был произведен в корнеты. Прикомандировали его к штабу корпуса Орденского кирасирского полка в Херсонской губернии.

Через год поэт получил офицерский чин, первый в длинной череде выслуги для приобретения со временем дворянства.

Летом 1848 года у Фета произошел целый ряд знакомств, которые сыграли чуть ли не решающую роль в его дальнейшей судьбе. Полк, в котором служил Фет, размещался в селе Красноселье. Здесь молодой человек был приглашен на бал к местному богатому помещику, уездному предводителю дворянства Алексею Федоровичу Бржескому. На балу поэт познакомился с супругой хозяина - Александрой Львовной Бржеской, с которой оставался в дружеской переписке более пятидесяти лет - до конца жизни.

Неподалеку от имения Бржеских находилась Федоровка, имение сестры Алексея Федоровича - Елизаветы Федоровны Петкович, где часто гостили племянницы хозяйки - сестры Лазич. На правах хорошего знакомого Бржеских Фет зачастил в гости к Петковичам.

Молодой человек влюбился в Елену Лазич. Это общепринятая версия, но необходимо помнить, что сам Фет имя своей возлюбленной никогда не называл, а Лазич была определена литературоведами в 1920-х годах. В семействе родственников девушка пользовалась заслуженной симпатией. Отец Елены, генерал-майор в отставке, вдовец, был человеком порядочным, но бедным.

Роман длился более года. Неожиданно Фет принял решение, что никогда не женится на Елене, чем обрек себя на пожизненное духовное одиночество. Причины такого решения он объяснил так: «Я ясно понимаю, что жениться офицеру, получающему 300 руб., без дому, на девушке без состояния значит необдуманно и недобросовестно брать на себя клятвенное обещание, которого не в состоянии выполнить».

Вскоре Фету пришлось по служебной надобности на время уехать. Когда он вернулся, его ждала страшная весть: Елены Лазич уже не было в живых. О случившейся трагедии сам Фет написал так: «…последний раз легла она в белом кисейном платье и, закурив папироску, бросила, сосредоточенная вниманием на книге, на пол спичку, которую считала потухшей. Но спичка, продолжавшая гореть, зажгла спустившееся на пол платье, и девушка только тогда заметила, что горит, когда вся правая сторона была в огне. Растерявшись при совершенном безлюдье, за исключением беспомощной девочки сестры… несчастная, вместо того, чтобы, повалившись на пол, стараться хотя бы собственным телом затушить огонь, бросилась по комнатам к балконной двери гостиной, причем горящие куски платья, отрываясь, падали на паркет, оставляя на нем следы рокового горенья. Думая найти облегчение на чистом воздухе, девушка выбежала на балкон. Но при первом же появлении на воздухе пламя поднялось выше ее головы, и она… бросилась по ступенькам в сад… На крики сестры прибежали люди и отнесли ее в спальню. Всякая медицинская помощь оказалась излишней».

Позже Фет признался, будучи уверенным, что виноват в гибели Елены: «Я ждал женщины, которая поймет меня, и дождался ее. Она, сгорая, кричала: “Аu nom du ciel sauvez les lettres”. (“Ради всего святого, спасите письма”. - Франц.) и умерла со словами: “Он не виноват, а я”. После этого и говорить не стоит».

С этого страшного года за Фетом укрепилось прозвание «певец печали».

В 1853 году Фета перевели в гвардейский уланский полк, который на летних сборах располагался в Красном Селе, возле столицы. Это дало поэту возможность познакомиться с И. С. Тургеневым, а через него - с издателями и авторами «Современника»: Некрасовым, Панаевым, Гончаровым, Дружининым, Григоровичем, Анненковым, Боткиным, позднее со Львом Толстым. Вскоре Фет стал в «Современнике» своим человеком, но относились к нему со снисходительностью, как к человеку небольшого ума. О поэте с улыбкой говорили: «Глаза круглые, рот круглый, бессмысленное изумление на лице». С помощью «Современника» Фет издал в 1856 году сборник стихотворений, который имел огромнейший успех.

В 1857 году вышел указ нового императора Александра II, по которому звание потомственного дворянина давал лишь чин полковника. Потрясенный Фет понял, что военная служба даст ему дворянство только в конце жизни, вышел в отставку и переехал жить в Москву.

Весной 1857 года поэт сделал предложение Марии Петровне Боткиной, дочери известного купца-чаеторговца и сестре Василия Петровича Боткина, известного писателя, критика, близкого друга Белинского, друга и ценителя Фета. Мария Петровна предложения никак не ожидала, обрадовалась и немедля дала согласие. Жениху шел тридцать седьмой год, невесте - тридцатый. Боткина была привлекательна своим добродушием и простотой, но имела незаконнорожденного ребенка. Возник «союз одиноких душ», в котором было немало и настоящей любви. Мария Петровна стала с тех пор неотделима от Фета на всю оставшуюся жизнь. В приданое поэт получил 35 тысяч рублей серебром - огромную по тем временам сумму…

В 1860 году Фет купил в Мценском уезде Орловской губернии степной хуторок Степановку, который при его деловитом хозяйствовании быстро преобразился в богатейшую усадьбу с регулярным парком и с плодородными сельскохозяйственными угодьями.

Вскоре Фет превратился в страстного накопителя, занятого прежде всего мыслями о приумножении и без того уже немалого состояния. Росла его слава как выдающегося землеустроителя, прекрасного хозяйственника, позволявшего разбогатеть и крестьянину, и самому себе. Любопытно, что в канун реформы 1861 года Фет прославился на всю страну как яростный защитник старых порядков.

Со временем поэт купил Воробьевку (более чем за 100 тысяч рублей!) - замечательно красивую барскую усадьбу, которую он назвал «наша микроскопическая Швейцария». Затем имение Ольховатку Щигровского уезда Курской губернии, затем имение Граворонку в Землянском уезде Воронежской губернии, с этим имением поэту достался второй конный завод, поскольку конный завод был уже в Воробьевке.

Среди соседей-помещиков Фет становился все более уважаемым лицом. Выражением этого был выбор его в 1867 году на установленную судебной реформой 1864 года и считавшуюся тогда весьма почетной должность мирового судьи, в которой он оставался в течение целых 17 лет.

В Москве Феты купили просторный дом в центре города на Плющихе (ныне дом № 36).

Росла слава поэта Фета. В 1860-х годах шла ожесточенная борьба между революционными демократами и литературно наиболее близкими Фету либералами. Поэт занял особую позицию - антиреволюционную и антилиберальную. Вопреки Некрасову он заявил, что поэт не обязан быть гражданином! Поскольку в «Современнике» окончательно утвердилась линия Чернышевского - Добролюбова, Фет отказался сотрудничать с журналом.

В 1863 году поэт выпустил новое собрание своих стихотворений в двух частях, которое новое демократическое поколение не приняло - небольшой тираж книги по наводке Писарева не распродался до конца жизни Фета - почти за тридцать лет! Такое отношение читающей публики ввергло поэта в длительный творческий кризис. Он на долгие годы умолк, перестал публиковать свои стихотворения.

В 1873 году 26 декабря вышел Указ Сената о присоединении А. А. Фета к роду Шеншиных. Это была победа. Но, странное дело, так страстно жаждавший сменить имя поэт продолжал печатать стихи под прежней фамилией. Разъяснение он дал в следующих строках:

Я между плачущих Шеншин,

А Фет я только средь поющих.

Другом и поклонником Афанасия Афанасьевича был великий князь Константин Константинович Романов, известный в русской литературе поэт, издававшийся под псевдонимом К. Р. Его хлопотами в 1889 году к пятидесятилетнему литературному юбилею поэта новый император Александр III пожаловал Фету предворное звание старшего ранга - камергер.

К концу жизни поэт стал суровым консерватором. Рассказывали, что, бывая в Москве и проезжая на извозчике мимо университета, он в обязательном порядке опускал окно кареты и с ненавистью плевал в сторону заведения. Привыкший к этому кучер каждый раз останавливался без дополнительных указаний.

Только в 1881 году Фет неожиданно вернулся в литературу. Вначале как переводчик. Им был издан перевод главного труда Шопенгауэра «Мир как воля и представление». Далее последовали: в 1882 году - перевод первой части «Фауста» И. В. Гёте; в 1883 году - стихотворный перевод всех сочинений Горация; в 1888 году - вторая часть «Фауста». В течение последних семи лет жизни поэта вышли переводы: «Сатиры» Ювенала, «Стихотворения» Катулла, «Элегии» Тибулла, «Превращения» и «Скорби» Овидия, «Элегии» Проперция, «Энеида» Вергилия, «Сатиры» Персия, «Горшок» Плавта, «Эпиграммы» Марциала, «Герман и Доротея» Гёте, «Семела» Шиллера, «Дюпон и Дюран» Мюссе, многие стихотворения Гейне.

После долгого перерыва Фет вновь стал создавать оригинальные стихотворения. Они публиковались выпусками под названием «Вечерние огни» (выпуск I - 1883 год; выпуск II - 1885 год; выпуск III - 1888 год; выпуск IV - 1891 год).

В 1890 году вышли в свет два тома мемуаров «Мои воспоминания»; третий том «Ранние годы моей жизни» был опубликован посмертно в 1893 году.

В год смерти Фет подготовил итоговое издание своих произведений. Это позволило Н. Н. Страхову и К. Р. выпустить в 1894 году двухтомное собрание произведений Фета.

Подобно его рождению смерть Фета окутана покровом тайны. Свидетельства близких поэта таковы. За полчаса до смерти Фет настойчиво пожелал выпить шампанского. Жена побоялась дать больному алкоголь, и поэт отправил ее к врачу за разрешением. Оставшись вдвоем со своей секретаршей, Афанасий Афанасьевич продиктовал ей записку странного содержания: «Не понимаю сознательного преумножения неизбежных страданий, добровольно иду к неизбежному». Под этим он сам подписал: «21-го ноября Фет (Шеншин)». Затем схватил стальной стилет, лежавший на его столе для разрезывания бумаги. Секретарша бросилась вырывать оружие и поранила себе руку. Тогда Фет побежал через несколько комнат в столовую к буфету, очевидно, за другим ножом и вдруг, часто задышав, упал на стул. Это был конец. Формально самоубийство не состоялось. Но по характеру всего происшедшего это было, конечно, заранее обдуманным и решенным самоубийством.

Официально было объявлено, что поэт умер от застарелой «грудной болезни», осложненной бронхитом.

Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892)

На протяжении почти ста лет — половина XIX века и первая половина XX — вокруг творчества Афанасия Афанасьевича Фета шли нешуточные бои. Если одни видели в нем великого лирика и удивлялись, как Лев Толстой: «И откуда у этого… офицера берется такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов…», то другие, как, например, Салтыков-Щедрин, видели поэтический мир Фета «тесным, однообразным и ограниченным», Михаил Евграфович даже написал, что «слабое присутствие сознания составляет отличительный признак этого полудетского миросозерцания».

Демократы XIX века и большевики XX числили Фета во второстепенных поэтах, потому что, мол, он не общественно значимый поэт, нет у него песен протеста и революционного настроя. Отвечая на такие нападки, Достоевский в свое время написал знаменитую статью «Г-н — бов и вопрос об искусстве». Он отвечал Н. А. Добролюбову, возглавившему в то время критику и идеологию журнала «Современник» и называвшего «бесполезным» искусство, подобное поэзии Фета.

Достоевский приводит такой пример: «Положим, что мы переносимся в восемнадцатое столетие, именно в день лиссабонского землетрясения. Половина жителей в Лиссабоне погибает; дома разваливаются и проваливаются; имущество гибнет; всякий из оставшихся в живых что-нибудь потерял — или имение, или семью. Жители толкаются по улицам в отчаянии, пораженные, обезумевшие от ужаса. В Лиссабоне живет в это время какой-нибудь известный португальский поэт. На другой день утром выходит номер лиссабонского „Меркурия“ (тогда все издавалось в „Меркурии“). Номер журнала, появившегося в такую минуту, возбуждает даже некоторое любопытство в несчастных лиссабонцах, несмотря на то, что им в эту минуту не до журналов; надеются, что номер вышел нарочно, чтоб дать некоторые сведения, сообщить некоторые известия о погибших, о пропавших без вести и проч. и проч. И вдруг — на самом видном месте листа бросается всем в глаза что-нибудь вроде следующего:

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца.

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

Да еще мало того: тут же, в виде послесловия к поэмке, приложено в прозе всем известное поэтическое правило, что тот не поэт, кто не в состоянии выскочить вниз головой из четвертого этажа (для каких причин? — я до сих пор этого не понимаю; но уж пусть это непременно надо, чтоб быть поэтом; не хочу спорить). Не знаю наверно, как приняли бы свой „Меркурий“ лиссабонцы, но, мне кажется, они тут же казнили бы всенародно, на площади своего знаменитого поэта, и вовсе не за то, что он написал стихотворение без глагола, а потому, что вместо трелей соловья накануне слышались под землей такие трели, а колыханье ручья появилось в минуту такого колыхания целого города, что у бедных лиссабонцев не только не осталось охоты наблюдать —

В дымных тучках пурпур розы

Отблеск янтаря,

Но даже показался слишком оскорбительным и небратским поступок поэта, воспевающего такие забавные вещи в такую минуту их жизни. Разумеется, казнив своего поэта (тоже очень небратски), они… через тридцать, через пятьдесят лет поставили бы ему на площади памятник за его удивительные стихи вообще, а вместе с тем и за „пурпур розы“ в частности».

Фет всегда был, как нынче говорят, знаковой фигурой. Поэтому для выражения своей мысли Достоевский взял лирическое стихотворение Фета, доказывая, что искусство самоценно само по себе, без прикладного значения, что «польза» уже в том, что оно настоящее искусство.

Такие споры дошли и до нашего времени, но поэзия Фета теперь уже, кажется, стоит незыблемо на самой вершине поэтического Олимпа. Последняя волна занижения достоинств этого поэта накатилась в 1970-е годы, когда несколько крупных современных поэтов (Владимир Соколов, Николай Рубцов, Анатолий Передреев и другие) ярко заявили, что они опираются на традиции поэтической культуры Фета. Тогда в ответ на это Евтушенко обозвал их всех «фетятами». Но это уже ничего не значило. Все понимали уже, что такое Фет и что такое Евтушенко.

А Фет — это, еще процитируем Достоевского, «стихи, полные такой страстной жизненности, такой тоски, такого значения, что мы ничего не знаем более сильного, более жизненного во всей нашей русской поэзии». Я приведу стихотворение, которое много лет назад вошло в мою душу, и я его повторяю в самые трудные моменты жизни. Вот к вопросу о «чистом искусстве», о «пользе и тому подобном».

Учись у них — у дуба, у березы.

Кругом зима. Жестокая пора!

Напрасные на них застыли слезы,

И треснула, сжимаяся, кора.

Все злей метель и с каждою минутой

Сердито рвет последние листы,

И за сердце хватает холод лютый;

Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне. Ее промчится гений,

Опять теплом и жизнию дыша.

Для ясных дней, для новых откровений

Переболит скорбящая душа.

Сколько жизненной силы в этом стихотворении, какое оно свежее, музыкальное.

Надо сказать, что основная отличительная черта поэтической культуры Фета — это именно музыкальностью. Сам поэт о своем творчестве писал: «Чайковский тысячу раз прав, так как меня всегда из определенной области слов тянуло в неопределенную область музыки, в которую я уходил, насколько хватало сил моих». Поэтому на многие его стихи композиторы написали романсы, а «На заре ты ее не буди…» стала просто народной песней.

Фет говорил: «Что не выскажешь словами, — / Звуком на душу навей…» Приведем короткое стихотворение, в котором именно навеяно поэтическое состояние. Восемь строк, но за ними видна вся Россия:

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна.

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких

Одинокий бег.

Фета упрекали в уходе от гражданских и патриотических тем «в мир интимных душевных переживаний». Упрекали необоснованно. Вот приведенное стихотворение, безусловно, относится к патриотической лирике в ее самом высоком выражении. Фет вообще был страстным патриотом. И его сдержанная, но мощная патриотическая стихия ощутима в стихах «Я вдаль иду моей дорогой…», «Одинокий дуб», «Теплый ветер тихо веет…», «Под небом Франции», «Ответ Тургеневу», «Даки»…

Афанасий Афанасьевич родился в имении Новоселки Мценского уезда Орловской губернии. Был внебрачным сыном помещика Шеншина, а фамилию свою получил от матери Шарлотты Фет, одновременно с этим утратив права на дворянство. Многие годы потом он будет добиваться потомственного дворянского звания, через службу в армии, добьется и получит дворянскую фамилию Шеншин. Но в литературе навсегда останется как Фет.

Учился он на словесном факультете Московского университета, здесь сблизился с будущим поэтом и критиком Аполлоном Григорьевым. Еще студентом Афанасий издал свою первую книгу «Лирический Пантеон». В армии он служил с 1845 по 1858 год, служил в кавалерийских войсках, в полку тяжелой артиллерии, в гвардейском уланском полку. После службы он приобрел много земли и стал помещиком.

В 1857 году Фет женился. Но этому предшествовала трагическая любовь, которая на всю жизнь оставила след в сердце поэта. Во время армейской службы на Украине поэт познакомился с Марией Лазич. Это была высокообразованная девушка, талантливая музыкантша, чья игра вызвала восхищение у гастролировавшего тогда на Украине Ференца Листа. Она была страстной поклонницей поэзии Фета и полюбила его самозабвенно. Но Фет не решился жениться на этой девушке, потому что тогда не имел возможности содержать семью. И так получилось, что Мария Лазич в этот момент трагически погибла — загорелось платье от упавшей свечи… Умирала она в жутких муках. Говорили о самоубийстве из-за «расчетливости» Фета. Так это или нет — точно не известно, но Фет потом всю жизнь в стихах возвращался к образу этой девушки. Прочтите, например, «Долго снились мне вопли рыданий твоих…»

Фет женился через семь лет после этой трагедии на сестре своего приятеля — видного критика и писателя Василия Боткина.

Женившись, Фет целиком ушел в хозяйство и даже, надо сказать, был образцовым помещиком. Прибыль у него в хозяйстве все время росла. Жил он почти безвыездно в мценской Степановке. Менее чем в 100 километрах находилась Ясная Поляна. Фет был ближайшим другом Льва Толстого, они ездили друг к другу, дружили семьями, переписывались.

Стихи он писал до самой глубокой старости. В 1880 году издал серию небольших сборников стихотворений — почти исключительно новых — под названием «Вечерние огни». Книжки эти выходили тиражом всего по несколько сот экземпляров и все же не были распроданы. Кумиром любителей поэзии был тогда Надсон, книги его шли нарасхват. Зато минули десятилетия, и «Вечерние огни» стали переиздаваться уже в наше время миллионными тиражами, а где Надсон, кого он интересует всерьез? Вот такие бывают зигзаги в поэтических судьбах.

В старости Фет нередко говорил жене: «Ты никогда не увидишь, как я умру». 21 ноября (3 декабря) 1892 года он нашел предлог, чтобы отослать из дома жену, позвал секретаря и продиктовал: «Не понимаю сознательно приумножения неизбежных страданий. Добровольно иду к неизбежному». Подписав эту записку, Фет схватил стальной стилет, служивший для разрезания бумаг… Секретарь, поранив себе руку, вырвала стилет. Тогда Фет побежал в столовую, схватился за дверцу ящика, где хранились ножи, но упал и умер… смерть его как бы была и не была самоубийством. Есть в ней нечто общее с гибелью Марии Лазич: было или не было?..

Как поэт Фет, конечно, будет проходить легко из столетия в столетие — красота и глубина его поэзии неисчерпаемы. Иногда он бывает и провидцем. В 1999 году мы отметили 200-летие со дня рождения А. С. Пушкина. Фет написал сонет на открытие памятника Пушкину в Москве. Прочтем его и удивимся, как много в нем и о нашем времени.

К памятнику Пушкина (Сонет)

Исполнилось твое пророческое слово,

Наш старый стыд взглянул на бронзовый твой лик,

И легче дышится, и мы дерзаем снова

Всемирно возгласить: ты гений, ты велик!

Но, зритель ангелов, глас чистого, святого,

Свободы и любви живительный родник,

Заслыша нашу речь, наш вавилонский крик,

Что в них нашел бы ты заветного, родного?

На этом торжище, где гам и теснота,

Где здравый русский смысл примолк, как сирота,

Всех громогласный тать, убийца и безбожник,

Кому ночной горшок всех помыслов предел,

Кто плюет на алтарь, где твой огонь горел,

Толкать дерзая твой незыблемый треножник!

* * *
Вы читали биографию (факты и годы жизни) в биографической статье, посвящённой жизни и творчеству великого поэта.
Спасибо за чтение. ............................................
Copyright: биографии жизни великих поэтов

Афанасий Афанасьевич Фет (годы жизни 1820 - 1892) - это имя известно любому школьнику. Рассмотрим в биографии Фета самое главное: его семья, творчество, жизнеописание Фета. Биография краткая, для учащихся младших классов. Жизнь поэта была очень насыщенной событиями, и биография Фета кратко в сжатой форме излагается с затруднением, так как хочется рассказать много интересных фактов о Фете.

Знаменитое стихотворение учат в школе все без исключения и помнят всю свою жизнь:

  • Снова птицы летят издалёка
  • К берегам, расторгающим лёд,
  • Солнце тёплое ходит высоко
  • И душистого ландыша ждёт.
  • Снова в сердце ничем не умеришь
  • До ланит восходящую кровь,
  • И душою подкупленной веришь,
  • Что, как мир, бесконечна любовь.
  • Но сойдёмся ли снова так близко
  • Средь природы разнеженной мы,
  • Как видало ходившее низко
  • Нас холодное солнце зимы?

Семья

Афанасий родился в 1820 г. в Орловской области (ранее Орловская губерния) в знаменитом Мценском уезде. Его мать Шарлотта-Елизавета Беккер была немецкой поданной. Ш.-Е. Беккер была замужем за немецким небогатым служителем городского суда с незапоминающимся длинным немецким именем Иоганн-Петер-Карл-Вильгельм Фёт. Имеет Фёт через «ё». Иоганн Фёт развелся с Беккер, затем повторно женился и в 1826 г. умер. После смерти он не оставил никакого наследства своей бывшей жене и сыну.

Накануне развода в 1820 году в Дармштад приезжает русский помещик дворянского происхождения Афанасий Неофитович Шеншин. С ним знакомится Елизавета Беккер. Они влюбляются друг в друга. Елизавета к тому времени была беременна вторым ребенком. Шеншин тайно увозит будущую жену в Россию. Они обвенчались только в 1822 году, когда мальчику было уже 2 года. Мальчика крестили и нарекли в миру Афанасием Афанасьевичем Шеншиным. При рождении мальчик был записан кровнорожденным сыном родителя А. Н. Шеншина.

Ранее законнорождённым мог быть ребенок, рожденный в браке . Поскольку брак состоялся через два года после рождения будущего поэта, то признать его кровным сыном удалось с трудом. Есть мнение, что это было сделано за взятку.

Когда юноше исполнилось 14 лет, судьба сыграла с ним злую шутку . В церковной канцелярии всплыла тайна его рождения, выяснилось, что была совершена ошибка, что он не родной сын дворянина Шеншина, а потому не может иметь дворянский титул. Афанасий Неофитович был признан отчимом Фета. Об этом было издано официальное церковное сообщение.

В браке Шеншина и Беккер было несколько совместных детей . К. П. Матвеева - это старшая сестра Фета. Родилась в 1819 году. Все остальные братья и сестры были рождены в семье Шеншина:

  • Л.А. Шеншина в 1824 г.;
  • В.А. Шеншин в 1827 г.;
  • Н.А. Борисова в 1832 г.;
  • П.А. Шеншин в 1834 г.

Были дети, которые умерли в раннем возрасте - Анна, Василий и, возможно, еще одна Анна. Детская смертность была очень высокой даже в богатых семьях.

Интересно узнать: поэта, жизнь и творчество писателя.

Образование

Фет в начале учился в пансионе Крюммера в Эстонии, где получил великолепное воспитание. Далее, в 1838 году он поступает в МГУ и обучается на философско-филологическом отделении словесности. Здесь он страстно увлечен литературой и языками. Университет он окончил в 1844 году. Первые публикации стихов были сделаны на старших курсах университета.

Творчество

Первые стихи Фет начал писать в юном возрасте. Афанасий Афанасьевич был лириком от Бога . Он чувственно слагал в стихотворные формы природу, любовь и искусство. При всем при этом лирическая натура поэта не мешала, а скорее, наоборот, помогала ему быть предприимчивым хорошим помещиком с «коммерческой жилкой».

Первые официальные публикации стихов были сделаны в журнале «Лирический пантеон» в 1840 году. Первый сборник стихов вышел в 1850 году, а далее публиковались регулярно. Он стал любым поэтом современности и печатался в разных изданиях.

Фета всегда угнетало обстоятельство , по которому его лишили дворянского титула. Он очень жаждал вернуть себе этот титул и в 1853 году поступает на службу в гвардейский полк. К сожалению, служба не принесла своих плодов. В 1858 году он уходит в отставку, так и оставаясь не титулованным.

Годом ранее он женится на Марии Боткиной. На скопившийся капитал они покупают пахотную землю. Фет становится страстным фермером: он выращивает зерновые, разводит скот, занимается пчелами и даже выкапывает пруд, где разводит рыбу. Имение называлось Степановка. Через несколько лет поместье начинает приносить хороший доход - до 5−6 тысяч в год. Это огромные деньги. В 1877 году он продал имение и купил другое - Воробьевка в Курской губернии. Это было старинное имение с красивым барским домом на берегу реки и огромным вековым садом.

С 1862 по 1871 год вместе с поэзией Фета увлекает проза. Это два абсолютно разнонаправленных литературных течения его творчества. Если поэзия Фета весьма лирична, то прозу называют реалистичной. Это рассказы, очерки о деревенском тяжелом труде. Среди известных - «Записки о вольнонаемном труде», «Из деревни» и другие.

У Фета было много поклонниц . Одна из них - Мария Лазич. Они испытывали друг к другу нежные чувства, но не смогли скрестить свои судьбы. Она погибла. Многие самые лучшие любовные стихи посвящены Марии: «Талисман», «Ты отстрадала, я ещё страдаю…» и другие.

Афанасий Афанасьевич, знал несколько языков и переводил много трудов известных писателей:

  • «Фауст» Гёте;
  • Переводы писателей древности - Горация, Вергилия, Овидия и многих других.

Фет желал перевести «Критику чистого разума» Э. Канта, но занялся переводом Шопенгауэра, также он мечтал выполнить перевод Библии.

Цели урока:

1. Активизировать познавательную деятельность учащихся, воздействовать на каждого из них; продолжить знакомство с русской поэзией второй половины ХIХ века, систематизировать знания учащихся понятия теории “чистого искусства”, познакомить детей с биографией А.А.Фета, показать сложность жизненного и творческого пути поэта.

2. Прививать любовь к русской поэзии, развивать способность учащихся к сопереживанию, стремиться к созданию атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса, к созданию ситуации успеха и положительного эмоционального настроя на работу.

3. Совершенствовать речь учащихся, поощрять высказывание ими оригинальных идей, развивать творческое воображение детей средствами нестандартных заданий.

Форма урока: урок – лекция с элементами беседы и творческой работы.

Оборудование: портреты поэта в разные годы жизни, портрет жены Фета М.П.Боткиной, портрет А.Григорьева, словарь настроений как опора; запись романса “На заре ты ее не буди”, запись стихотворения “Еще майская ночь” в исп. Царева, запись музыки Ф.Шопена.

Эпиграф урока: “Жизнь моя – самый сложный роман”. А.А.Фет

Запись на доске:

1. а) “Искусство для искусства”.
б) “Искусство для народа”.

2. а) жизнь народа,
б) красота,
в) гражданственность.

3. а) Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
б) Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

Ход урока

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы будем говорить о необычном, уникальном поэте ХIХ века, об одном из немногих в русской поэзии “чистых лириков”, Афанасии Афанасьевиче Фете.

– Есть желание познакомиться с поэтом? (Ответы детей)

– А что вы хотите узнать о поэте? (Дети ставят цели).

Мы продолжаем знакомство с русской поэзией ХIХ века и говорим о жизненном и творческом пути поэта А.А.Фета. Запись темы урока.

3. Объяснение нового материала.

1) Понятие теории “чистого искусства”.

Учитель . Ребята, скажите, в каком состоянии находилась русская поэзия в 50 – 60-е годы ХIХ столетия? (Ответ детей)

Учитель . Верно, ребята. В середине ХIХ столетия в России сложилась теория “чистого искусства”, которая имела еще одно название-лозунг. Какое? Выберите правильный ответ. (Искусство для искусства).

А что, на ваш взгляд, сторонники этой теории считали единственным содержанием и конечной целью искусства? Выберите правильный вариант. (Красота).

Верно, красота – единственная цель художника, по мнению сторонников “чистого искусства”. Чистые лирики вели борьбу с поэтами некрасовской школы за право называться наследниками Пушкина. Прочитайте строки пушкинских стихотворений и скажите, на какие из них могли ссылаться чистые лирики. (Стихотворение Пушкина “Поэт и толпа”).

Вывод, запись в тетрадь. (Записи в тетрадях стимулируют активное слушание).

2) Двойственность натуры Фета.

Одним из самых крупных поэтов этой школы был Афанасий Афанасьевич Фет. Поэт сказал о себе: “Жизнь – мой самый сложный роман”. Проследите, в чем же сложность жизненного пути поэта.

(Эпиграф должен быть осмыслен на уроке, ведь в нем заключен главный нерв лекции; это служит обучению работе над сочинением.)

Обратимся к портрету. Взглянув на него, можно поразиться: как этот человек с нахмуренно-брезгливым лицом и седою бородою патриарха мог писать легкие строки, парящие в небе, подобно воздушным шарам.

Учитель читает стихотворение “Шепот, робкое дыханье…”.

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица.

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, и заря…

Все сразу наводит на мысль о двойственности натуры А.А.Фета. Знакомство с его жизнью лишь подтверждает это. С одной стороны, прижимистый помещик, который мог и побить, и накричать, серьезнейший аграрий, поборник земского дела, с другой, тончайший лирический поэт, от стихов которого замирает сердце и кружится голова.

3) Рождение поэта, судьба незаконнорожденного сына.

А появлению на свет Фета предшествовала настоящая романтическая история.

Сообщение ученика.

Богатый помещик Афанасий Неофитович Шеншин, отдыхая и немного подлечиваясь в Дармштадте, в Германии, пленился немочкой Шарлоттой Элизабетой Фёт. Шарлотта замужем. У нее годовалая дочка, к тому же она ждет ребенка. Богатого русского ничто не останавливает. Он похищает Шарлоту (с ее согласия) и увозит от мужа в далекую Россию. В имении Новоселки Мценского уезда Орловской губернии 5 декабря 1820 года у Шарлоты родился мальчик Афоня. Кто отец? Окружной асессор Иоганн Фёт? Или… Но точно не Шеншин.

До 14 лет мальчик ничего не знал о своем истинном происхождении, а потом в 1834 году объявили… о незаконности метрической записи о рождении. Тут жизнь мальчика испытала катастрофическое “превращение”.

Лишившись фамилии Шеншина, а соответственно и дворянства, и всех привилегий, Фет, как говорится, положил живот на то, чтобы занять в обществе достойную социальную нишу. Афанасий был отвезен в далекий лифляндский городишко Верро и

помещен в частный пансион немца Крюммера. Мать и Афанасий Неофитович Шеншин с большим трудом добились для Афанасия право на фамилию Фёта. И это спасало мальчика от позорного клейма “незаконнорожденного”, которое отбросило бы его на самое дно общество и навсегда закрыло перед ним все пути в жизни. Но вместе с тем, эта короткая фамилия принесла ее новому владельцу “жесточайшие нравственные пытки”, подготовившие в его душе почву для того неискоренимого пессимизма, которым впоследствии так отличались убеждения этого человека.

(Запись в тетрадь.)

Учитель. И в это время, ребята, в глубине своего существа юный Афанасий чувствовал рождение того света, который вскоре станет его торжеством в жизненном мраке. Фет писал: “В тихие минуты полной беззаботности я как будто чувствовал подводное вращение цветочных спиралей, стремящихся вынести цветок на поверхность…”. Это подавал голос никому еще неведомый дар, творческий дар, это просилась к жизни поэзия. Но прежде, чем эти цветы появились, юный Афанасий должен был пережить новую перемену, столь же неожиданную, как и первая, но несравненно, более радостную. Об этом периоде жизни расскажет… Сообщение ученика .

4) Начало творческого пути. Первые публикации. Стихотворение “Я пришел к тебе с приветом” как лирический автопортрет и поэтическая декларация Фета.

По воле Шеншина Афанасий Фет переезжает в Россию, в Москву, поступает в пансион профессора Московского университета Погодина. Осенью 1838 года он становится студентом университета. И в это же время происходят два события, которые обозначают в его жизни момент “рождения поэта”. Восемнадцатилетний Афанасий начал писать стихи и познакомился с Аполлоном Григорьевым – студентом университета и тоже горевшим страстью к стихотворству. Вскоре два друга, “Афоня” и “Аполлоша”, стали совсем неразлучны: Афанасий переехал в дом Григорьевых на Малой Полянке, в Замоскворечье, и поселился на антресолях, через стенку от Аполлона.

Аполлон Григорьев стал первым ценителем поэтических опытов Фета. Друзья готовили к печати первый “студенческий” сборник стихов Афанасия “Лирический пантеон”, который вышел в 1840 году под инициалами “А.Ф.”. В этом же доме были созданы и многие уже зрелые, самобытные стихотворения, которые вскоре стали появляться в журналах “Москвитянин” и “Отечественные записки”. По воле случая, наборщик ошибся: буква Ё превратилась в букву Е. Но сама перемена была знаменательной: фамилия немецкого “подданного” отныне обращалась как бы в литературный псевдоним русского поэта… (Запись в тетрадь.)

Учитель. Стихотворения этого периода открыли для читающей публики нового поэта, который пришел из мира усадебной, помещичьей России. Это прозвучало в строфах “На заре ты ее не буди…”, ставших вскоре благодаря музыке Варламова “почти народной песней”. Послушайте фрагмент этого прекрасного романса.

(Звучит романс.)

Учитель. Слушая романс, кажется, что стихи и музыка в нем неразделимы. И это так, ведь Фет очень музыкален. Его стих часто уже одним подбором звуков создает у нас то или иное настроение. “Что не выскажешь словами, звуком на душу навей”, – писал Фет. А в 1843 году в журнале “Отечественные записки” читатели нашли стихотворение, в котором можно равно видеть и лирический автопортрет, и поэтическую декларацию нового поэта “Я пришел к тебе с приветом”.

(Ученик выразительно читает стихотворение “Я пришел к тебе с приветом”.)

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь. – Но только песня зреет.

Учитель . Каким вы видите поэта в этом стихотворении?

Обратите внимание на четырехкратный повтор глагола РАССКАЗАТЬ.

Для чего же Фет пришел в поэзию?

О чем он будет рассказывать? Смотрим в текст. (Ответы детей)

5) Основные темы и мотивы фетовской поэзии.

(Цель: учить детей приему сравнения.)

Учитель . Верно, для этого Фет и пришел в русскую поэзию. И я бы сравнила это стихотворение с любимым фетовским цветком. В нем скрыты все основные мотивы будущей фетовской поэзии: “благоуханная свежесть”, “младенческая наивность”, “страстная чувственность”, “первобытная природность”, “мотив веселья”.

(Прикрепляю на доске бутон розы).

Сформулируйте основные темы поэзии Фета. (Любовь и природа).

Основные темы – любовь и природа, но и в этой сравнительно узкой сфере талант Фета проявился с огромным блеском. А как же складывается дальнейшая судьба поэта. Слово … (Сообщение ученика).

6) Трагическая любовь Фета и Марии Лазич. (Запись в тетрадь).

Учитель . Фет любил и был счастлив, но сам отказался от своего счастья и страдал от этого всю свою жизнь. Памяти Марии Лазич Фет посвящает цикл стихотворений, которые пишет до конца жизни. Одно из них “Старые письма” читает …

(Чтение стихотворения под музыку Шопена).

Давно забытые, под легким слоем пыли,
Черты заветные, вы вновь передо мной
И в час душевных мук мгновенно воскресили
Все, что давно-давно утрачено душой.
Горя огнем стыда, опять встречают взоры
Одну доверчивость, надежду и любовь,
И задушевных слов поблекшие узоры
От сердца моего к ланитам гонят кровь.
Я вами осужден, свидетели немые,
Весны души моей и сумрачной зимы.
Вы те же светлые, святые, молодые,
Как в тот ужасный час, когда прощались мы.
А я доверился предательскому звуку, -
Как будто вне любви есть в мире что-нибудь!
Я дерзко оттолкнул писавшую вас руку,
Я осудил себя на вечную разлуку
И с холодом в груди пустился в дальний путь.
Зачем же с прежнею улыбкой умиленья
Шептать мне о любви, глядеть в мои глаза?
Души не воскресит и голос всепрощенья,
Не смоет этих строк и жгучая слеза.

Учитель . Стихотворение написано через 9 лет после трагической смерти Лазич. Но боль и печаль еще живут в душе поэта.

7) 50-е годы – вершина поэтической славы Фета.

Учитель . Это личная жизнь поэта. А творчество Фета в 50-е годы на вершине славы.

(Сообщение ученика)

Итак, Фет популярен. О нем пишут, его восхваляют. Среди всех отзывов есть один, который можно назвать венцом поэтической славы поэта, – это краткое, но дорого стоящее высказывание Л.Н.Толстого: “И откуда у этого добродушного толстого офицера берется такая непонятная лирическая дерзость, – свойство великих поэтов?” Ценность его тем более велика, что его вызвало одно из тех стихотворений, которые составляют сердцевину фетовского творчества – “Ещё майская ночь”. Послушайте его в исполнении мастера слова Царева. Звучит запись стихотворения.

8) Жизнь поэта в 60-70-е годы.

Учитель. В 1856 году выходит сборник стихотворений Фета, подготовленный Тургеневым. В 1857 году Фет выгодно и удачно женится. Невеста Мария Петровна Боткина из богатой семьи частоторговцев, и за ней стоит большое приданое. Фету – 36, ей – 30. Зрелые люди. У него на душе горький осадок от воспоминаний о Марии Лазич, у Марии Петровны позади тоже любовный роман с печальным концом. Они честно рассказали друг другу о своем прошлом, и это их сразу сблизило. Союз Фета и Боткиной оказался, если несчастливым, то, по крайней мере, прочным и долгим.

В 1858 году Фет оставляет службу в армии, так и не добившись дворянского звания.

Год 1859. Жизнь Фета перешла за свою середину. Та эпоха, которая вынесла поэта к великой славе, подошла к концу. Некрасов и его сторонники обвиняют Фета в отсутствии “гражданской тематики”. Фета не печатают.

Наступает период долгого творческого молчания, именно на это время приходится расцвет Фета как помещика-фермера.

Деньги жены Фет сразу пустил в дело. Купил невзрачную усадьбу Степановку, где развернул свой незаурядный талант хозяина-практика, деловитого и расчетливого человека.

В 1863 году как итог 25-летней творческой деятельности выходит двухтомное собрание стихотворений поэта. Спустя 10 лет, в 1873 году, вышел императорский указ о “возвращении” родового имения Шеншина. Фамилия Фет остается в качестве псевдонима.

В 1877 году Фет-Шеншин приобретает богатейшую усадьбу Воробьевку под Курском. Когда-то он мечтательно описывал С.А.Толстой свой идеал: “Жить в прочной, каменной усадьбе, совершенно опрятной, над водой…Иметь простой, но вкусный опрятный стол…”

Мечта сбылась. Все вроде бы пришло к определенному возрасту: усадьба с домом и не просто опрятная, а великолепная. Парк. Поля. Пруд. Удовлетворены сословные притязания, наличествуют достаток и житейский покой…

Как вы думаете, ребята, добившись всего в жизни, о чем мечтал поэт? Был ли счастлив Фет на самом деле? Почему вы так считаете? (Ответы детей)

Учитель . Да, счастья нет, как и не было. Есть жуткая тоска. С годами она усиливается. И все чаще преследуют Фета воспоминания о Марии Лазич. На пороге своего 58-летия Фет пишет строки, вырвавшиеся из самых глубин сознания: “Ты отстрадала, я еще страдаю”.

Чтение стихотворения наизусть учителем .

Ты отстрадала, я еще страдаю,
Сомнением мне суждено дышать,
И трепещу, и сердцем избегаю,
Искать того, чего нельзя понять.

А был рассвет! Я помню, вспоминаю
Язык любви, цветов, ночных лучей. –
Как не цвести всевидящему маю
При отблеске родном таких очей!

Очей тех нет – и мне не страшны гробы,
Завидно мне безмолвие твое,
И, не судя ни тупости, ни злобы,
Скорей, скорей в твое небытие!

Учитель . Жизни ещё оставалось 14 лет, а Фету уже мерещились гробы, и он стремился в небытие. Каким вы представляете поэта? (Ответы детей.)

Вот таким мы видим поэта на закате жизненного пути. Проблемы и трудности есть в жизни каждого человека. Жизнь очень сложна, пройти, прожить ее без ошибок, дано не каждому из нас. У вас, ребята, все еще впереди, придется решать трудные жизненные проблемы, вопросы. Дай вам, Бог, суметь быть счастливыми на этой земле!

И в последние годы жизни Фету было трудно.

9) Последние годы жизни поэта.

Сообщение ученика.

В 80-е годы Фет создает четыре поэтических сборника “Вечерних огней”. Старик Фет творит так же вдохновенно, как и в молодые годы, воспевая красоту природы и любовь, – но читательская аудитория его уже совсем не та, что раньше; его книги издаются маленькими тиражами.

Вторая половина жизни представляет собой чередование практического и литературного поприща.

Но “звездный час” поэта был в прошлом – эпоха 50-х годов ушла безвозвратно. В 1886 году Фет избирается членом Петербургской академии наук, а в 1889 году ему присваивается звание придворного камергера.

К концу жизни Фета начали мучить физические недуги. Сдавали глаза, он терял зрение. Стихи диктовал литературному секретарю.

21 ноября 1892 года в собственном доме в Москве после неудавшейся попытки самоубийства Фет скончался.

10) Заключительное слово учителя.

Учитель . Да, эпоха славы ушла безвозвратно. 72-летний старик, камергер императорского двора, академик, почетный мировой судья, богатый помещик Фет-Шеншин умер в чинах, обласканный двором и царской фамилией.

А гениальный русский лирик доживал свой век освистанным и оскорбленным всей интеллигентной Россией. Последние его стихи неизменно вызывали град насмешек у читающей публики, над общественными и политическими убеждениями Фета посмеивались даже его лучшие друзья Страхов, Полонский, Л.Н.Толстой.

Он ушел из жизни, не желая ни перед кем оправдываться. Спустя 20 лет историк литературы Борис Садовский бросит современникам упрек: “Россия… прозевала Фета”.

Между тем смерть Фета в атмосфере полного душевного одиночества означала конец уникального явления в русской лирике, так и не понятого современниками.

Итак. Мы проследили жизненный путь поэта. Прав ли был Фет, назвав свою жизнь сложным романом? (Ответы детей.)

4. Творческое задание (рисование темы урока под музыку).

Цель: формировать восприимчивость к искусству, пробудить чувства учащихся и посмотреть, пробудились ли они.

Учитель. У каждого из вас остались какие-то ощущения после знакомства с жизнью поэта. Попробуйте эти ощущения, свое понимание темы урока выразить в красках. Просто сочетаниями цветов, цветовыми пятнами, символами покажите жизнь поэта, его творческий путь. И обязательно дайте словесное обоснование своей работе. А музыка любимого фетовского композитора Ф. Шопена поможет вам в этом.

Творческая работа детей под тихую музыку.

5. Подведение итогов урока.

Заканчиваем работу. Мне хотелось бы послушать словесное обоснование ваших рисунков.

(Дети зачитывают, показывают свои работы.)

Наш урок – дань памяти гениальному русскому поэту А.Фету.

6. Домашнее задание.

Знать биографию Фета по плану в тетради, в учебнике читать материалы по творчеству поэта, стихотворение Фета на выбор выучить наизусть.

Афанасий Фет, биография и творчество которого будут рассмотрены ниже, - очень интересный человек. Его судьба, со стороны кажущаяся беззаботной и легкой, на самом деле полна непростых эпизодов. И даже рождение поэта, его происхождение и сыновство было долгое время окутано тайной.

Предыстория

Биография Фета, как странно это бы ни звучало, началась задолго до рождения поэта. В 1818 году в далеком Дармштадте молоденькая немецкая девица Шарлотта-Елизавета Беккер сочеталась законным браком с 29-летним асессором местного суда Иоганном Фётом (Foeth). Спустя год у пары родилась дочь, Каролина. Но супруг влез в долги, стал плохо обращаться с женой. Как познакомилась в Дармштадте Шарлотта с Афанасием Неофитовичем Шеншиным, которому на то время было сорок пять, документы умалчивают. Ясно лишь то, что 18 сентября 1820 года эта пара пересекла границу России. Спустя два месяца, 21 ноября (третьего декабря по новому стилю) у принявшей православие Фет родился сын Афанасий.

Детство

Что же было дальше? Поэт Фет, биографиякоторого начиналась столь скандально, был записан в церковную метрическую книгу деревни Новоселки (это Мценский уезд как сын Афанасия Неофитовича Шеншина. До 14 лет мальчик носил эту фамилию. Судя по письмам его матери, которая писала своему брату Эрнсту в Дармштадт, отчим заботился об Афанасии как о кровном сыне.

У пары родилось еще трое детей, двое из которых умерли во младенчестве. У Афанасия осталось лишь две сестры: старшая Каролина Фет и младшая Любовь Шеншина. В 1824 году кровный отец Афанасия женился на воспитательнице старшей дочери и полностью вычеркнул сына из своего завещания.

"Пятно" незаконнорожденного

Когда мальчику исполнилось 14 лет, тайна его происхождения раскрылась, и он из русского гражданина превратился в «гессендармштадтского подданного» Афанасия Фета. Поэт очень тяжело пережил это и всю свою жизнь добивался возврата фамилии Шеншин. Ему это удалось лишь в 1873 году. А творческая биография Фета начиналась в частном пансионе для немецких мальчиков "Крюммер" в Выру (современная Эстония). Там он пристрастился к поэзии и написал свои первые стихи.

Пробуждение таланта

Однако творческую стезю Афанасий Фет избрал не сразу. В 1838 году он, по совету родителей, поступает в университет Москвы, дабы сделаться юристом. Но зубрить законы, акты и различные постановления Афанасию оказалось не по зубам, и он перевелся на кафедру истории и филологии. Первый сборник стихов вышел, когда Фет еще сидел на университетской скамье, в 1840 году. Он публиковал свои произведения в нескольких журналах (это и «Москвитянин», и «Отечественные записки», и другие) После непродолжительной военной службы ему было присвоено звание офицера. После гибели возлюбленной Марии Лазич биография Фета А.А. изменилась. Он решил продолжить военную карьеру.

Приход славы

Уже первые сборники стихов были восприняты критикой России благосклонно. Он становится вхож в литературные кружки маститых писателей, знакомится с Гончаровым, Некрасовым, Тургеневым и другими. В 1850-х годах он сблизился с редакцией журнала «Современник». В 1857 году поэт женился на Марии Боткиной, сестре известного врача, вышел в отставку и поселился в Москве.Далее биография ФетаА. сделала крутой вираж в сторону угодничества перед императором. Афанасий порвал с журналом «Современник», показавшимся ему слишком политизированным, и посвятил себя воспеванию природы, погоды и женской красоты. За что и был обласкан властью. Скончался маститый лирик и член-корреспондент Петербургской Академии в Москве в ноябре 1892 года, 21 числа.

Краткая биография Афанасия Фета

Афанасий Афанасьевич Фет – русский поэт немецкого происхождения, мемуарист, переводчик, а также с 1886 года член-корреспондент Петербургской АН. Фет родился 5 декабря 1820 года в усадьбе Новосёлки (Орловская губерния). Отец писателя был состоятельным помещиком немецкого происхождения по фамилии Фет. Мать Афанасия вышла замуж повторно за Афанасия Шеншина, который стал официальным отцом для писателя и дал ему свою фамилию.

Когда мальчику исполнилось 14 лет, обнаружилась юридическая незаконность этой записи, и Афанасий был вынужден снова принять фамилию Фет, что было для него сродни позору. Впоследствии, он всю жизнь пытался вернуть себе фамилию Шеншин. Образование Фет получил в немецком частном пансионе. Примерно в 1835 году начал писать стихи и проявлять интерес к литературе. После окончания школы, он поступил в Московский университет, где на протяжении 6 лет учился на словесном отделении философского факультета.

В 1840 году появился сборник стихов поэта «Лирический пантеон». В начале литературной карьеры его поддерживал друг и соратник Аполлон Григорьев. В 1845 году Фет поступил на службу и через год получил свое первое офицерское звание. Через несколько лет появился и второй сборник писателя, который получил положительную оценку критиков. В это же время погибла возлюбленная поэта Марич Лазич, которой были посвящены многие стихи из сборника. Среди них, «Талисман» и «Старые письма».

Фет часто посещал Петербург, где общался с Тургеневым, Гончаровым и другими писателями. Там же он сотрудничал с редакцией журнала «Современник». Третий сборник стихотворений появился в 1856 году под редакцией Тургенева. Вскоре поэт женился на Марии Боткиной. Уйдя в отставку, писатель поселился в Москве. В 1863 году появилось двухтомное собрание его стихотворений. В 1867 году ему было присвоено звание мирового судьи, а в 1873 году он, наконец, смог вернуть прежнюю фамилию и дворянский титул. Писатель скончался от сердечного приступа 21 ноября­ 1892 года в Москве. Похоронен в Клеймёново, ныне Орловская область, родовом селе Шеншиных.